Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
27 сентября
2016 года

Закон защитит потребителей от импульсивных кредитов

Те, кто оформляет заем на косметику и другие товары, являющиеся «невозвратными», смогут аннулировать договор с банком в течение трех дней

Фото: Сергей Шахиджанян

В ОНФ разработали поправки в федеральный закон "О потребительском кредите". Законопроект предоставляет заемщикам трехдневный «период охлаждения». Речь идет о случаях, когда в кредит покупают товары, которые по закону нельзя вернуть продавцу. Как рассказал «Известиям» руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов, в первую очередь законопроект направлен на защиту женщин, которых в салонах красоты с помощью психологических приемов убеждают оформить кредит на дорогую косметику.  

Как правило, уже добравшись до дома, женщины понимают, что чемодан с кремами на 100 тыс. рублей им совершенно не нужен. Но вернуть его или аннулировать кредитный договор они сейчас не могут.

«Поправки сделают бессмысленной мошенническую схему»

Законопроект устанавливает отдельный «период охлаждения» — не менее трех дней — для кредитов на товары, которые нельзя вернуть продавцу. Такие товары перечислены в постановлении правительства: в том числе это предметы гигиены, белье, парфюмерия, косметика, животные, растения.

Виктор Климов напомнил, что законом установлены «периоды охлаждения» для других случаев потребительского кредитования. Этот срок составляет 14 дней, если в договоре не прописана конкретная цель займа, и 30 дней, если кредит выдан «с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели». В течение этого времени заемщик может вернуть всю сумму в банк, заплатив проценты только за «фактический срок кредитования», а не за срок, прописанный в договоре.

— В случае, когда кредит берется на товар, который нельзя вернуть, эта схема не работает, — сказал Виктор Климов.

Если поправки будут приняты, клиентка, которой навязали «косметический» кредит, сможет на следующий день его аннулировать — в результате банк не перечислит деньги салону красоты. При этом чемодан с кремами останется у клиентки и салон сможет его потребовать обратно уже только через суд.

— Но мошенники, которые судятся с жертвой, это нонсенс, такого не будет. Поправки сделают бессмысленной мошенническую схему, — сказал Виктор Климов.

Что касается рисков для добросовестных салонов красоты или других точек продаж, то они могут не отдавать товар сразу, а задержать его на «период охлаждения», то есть на три дня, у себя.

- Мы сейчас обсуждаем с Минфином и ЦБ, возможно ли с помощью такого механизма решить проблему, - сказал Виктор Климов.

Женщины берут кредиты под воздействием комплиментов

Как сказано в обращении, которое Виктор Климов направил в Генпрокуратуру, участники проекта «За права заемщиков» выявили «ряд юридических лиц, которые под вывеской разного рода «салонов красоты» обманным путем навязывают гражданам (чаще всего пожилого возраста) косметическую продукцию, оформляя на них кредит в банках». При этом обычно такик компании используют пробелы в законодательстве, и поэтому им удается уйти от ответственности.

В обращении в прокуратуру изложена следующая схема работы злоумышленников. Они обзванивают потенциальных клиенток и приглашают их пройти бесплатные косметические процедуры. При этом клиенты должны захватить с собой паспорт. «Большинство пострадавших жалуются на то, что в процессе переговоров им подмешивали в напитки сильнодействующие препараты, в результате чего они не могли адекватно оценивать ситуацию, — говорится в обращении. — Данные об использовании, например, фенобарбитала подтверждались в уголовных делах».

Клиентам предлагают купить в кредит косметику на сумму до 300 тыс. рублей. «Заявка передается в банк, который перечисляет деньги на счет салона красоты, — сказано в письме. — Причем даже если клиент оперативно — например, на следующий день — пытается отозвать заявку, банк зачастую отказывается выполнять требования. Представляется, что сотрудники банка не могут не быть в курсе регулярного нарушения прав граждан, так как большинство пострадавших пишут жалобы в банк. Налицо либо заинтересованность должностных лиц банка в показателях кредитования, либо коммерческий подкуп». 

Некоторые клиенты жалуются, что в банк подаются заявки на кредит без подписи или с подделанными подписями. Когда на следующий день клиенты возвращаются в салон и пытаются вернуть кремы, сотрудники говорят, что это невозможно, из-за того что косметика входит в перечень «невозвратных» товаров. 

— Даже обратиться в суд пострадавшая часто не может, потому что юридические лица, на которых записаны такие салоны, постоянно сливаются с другими юрлицами и перерегистрируются в другие регионы, — сказал Виктор Климов. — Кто будет подавать иск, чтобы отсудить 30 тыс. рублей, в Хабаровск, если обман произошел в Москве, — на перелеты больше потратишь.

Как рассказал Виктор Климов, в каждом отдельном действии в описанной цепочке правоохранительные органы обычно не находят состава преступления.

— Поэтому для прокуратуры мы попытались описать всю цепочку целиком, — сказал он. — Если нам удастся доказать, что это мошенническая схема, это будет прецедент, на который в дальнейшем могут ориентироваться правоохранительные органы.

Москвичка Наталья Федосеева, которая купила в кредит косметику Desheli на 40 тыс. рублей, рассказала, что ключиком к кошелькам женщин может быть не только «странный» чай или кофе, но и просто комплименты от сотрудников салона.

— В тот день я была совершенно не намерена совершать крупные покупки, а тем более брать кредит, — сказала она. — Раньше я никогда не брала кредиты. Мне позвонили по телефону и пригласили в салон на бесплатную косметическую процедуру — маску для лица. Мне сказали, что мой номер в салоне оставила моя знакомая и что она рекомендует мне пройти эту процедуру. Когда я пришла, то за приятным разговором и кофе не заметила, как оформила кредит. В результате я получила небольшой чемодан с кремами, которые должны были дать суперэффект, и аппаратом, который якобы помогает полезным веществам проникать внутрь кожи.

Наталья поняла, что сделала ошибку, уже когда пришла домой.

— Никакого чудо-эффекта от крема не было, — сказала Наталья. — Это просто обычный крем. Аппаратом я так ни разу и не воспользовалась. Я человек, который склонен совершать импульсивные покупки. Поэтому я не виню выпитый кофе в том, что случилось. Но мне «помогла» принять решение о кредите та манера, в которой со мной разговаривали сотрудники салона. Многим женщинам не хватает внимания, а тут им дают почувствовать себя ценными — их убеждают, что они достойны заботы и ухода. 

Банки по-разному относятся к косметическим кредитам

Еще одно обращение от Виктора Климова по этой теме было направлено в Центробанк. Глава проекта «За права заемщиков» просит ЦБ проверить, насколько законно то, что банки, кредитующие клиентов салонов красоты, заочно проводят идентификацию заемщиков, — их представителя, по словам клиентов, нет в салоне. Также ЦБ просят проверить, насколько правомерно банки продолжают выдавать «кредиты в салонах, в отношении сотрудников которых возбуждены уголовные дела» по статье «Мошенничество», а потом отказываются аннулировать такие кредитные договоры.

По информации ОНФ, косметические кредиты выдают или ранее выдавали банки «Ренессанс кредит», Альфа-банк, «Хоум Кредит», Кредит Европа Банк и другие. Выяснилось, что они по-разному относятся к косметическим кредитам.

«Банк сотрудничает с компанией Desheli c декабря 2013 года, — сообщили в пресс-службе Альфа-банка. — В партнерских отношениях для Альфа-банка принципиально важно, чтобы клиент получал от обеих сторон процесса оформления кредита и оказания последующих услуг (банка и партнера) уровень сервиса, превышающий его ожидания. Поскольку в случае Desheli речь идет о сотрудничестве с большим количеством отдельных компаний, объединенных единым брендом, банк берет на себя функцию мониторинга клиентских впечатлений, возникающих в сотрудничестве с различными компаниями».

В частности, сотрудники банка «выезжают на регулярные встречи с клиентами и в процессе общения контролируют уровень предоставляемого сервиса». Сотрудничество с дистрибуторами, которые недобросовестно предоставляют услуги клиентам, «незамедлительно прекращается, а поступающие запросы от клиентов урегулируются в индивидуальном порядке». 

В пресс-службе банка «Хоум Кредит» рассказали, что в последнее время выросло число жалоб со стороны заемщиков «на агрессивные технологии продаж» в сегменте косметики.

— Поэтому в ноябре текущего года мы приняли решение прекратить работу в этом сегменте, — сказали в пресс-службе. — Кроме того, уже полтора месяца в рамках рассмотрения кредитной заявки мы звоним каждому клиенту, общаемся с ним, поэтому клиент точно знает, что он берет кредит в банке и на каких условиях.

В пресс-службе добавили, что банк «Хоум Кредит» «выдает кредиты в торговых и сервисных организациях только через своих агентов, сотрудников данных организаций, уполномоченных идентифицировать заемщиков и оформлять кредитную документацию».

Импульсивные заемщицы

По словам президента коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн» Елены Докучаевой, категория «импульсивных заемщиков» появилась на рынке «в период активного кредитования населения».

— Как правило, заемные средства направлялись на покупку бытовой техники, ювелирных и меховых изделий, дорогой косметики, то есть речь идет о POS-кредитовании, — сказала она. — По статистике столь необдуманные шаги делали чаще замужние женщины в возрасте 30–40 лет, в 35% случаях они не работают и занимаются домашним хозяйством, уровень образования не оказывал влияния.

Другая группа «импульсивных заемщиков» — молодежь в возрасте 18–24 лет. Здесь явного гендерного разделения нет — и девушки, и молодые люди скупают гаджеты.

Елена Докучаева отметила, что сейчас, во время кризиса, и банки, и сами заемщики стали аккуратнее.

— На текущий момент ситуация изменилась, ужесточение требований ЦБ, сложная макроэкономическая ситуация в стране повлияли на то, что банки практически прекратили кредитовать население, в том числе в первую очередь была сокращена выдача кредитов  точках продаж, — сказала она. — На 1 декабря 2015 года было выдано в два раза меньше кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — не более 160 млрд рублей. Если раньше банк готов был одобрить и третий, и четвертый, и пятый кредит клиенту, то в 2015 году получить необходимые средства в большинстве случаев могут только две категории заемщиков: зарплатные клиенты или те, кто имеет вклад в этом банке.

Заемщики в кризис также стали «более взвешенно подходить к принятию решения по оформлению кредита».

— Говоря о предложении ОНФ внести поправку в закон «О потребительском кредите», которая вводит для заемщика «период охлаждения», необходимо отметить, что в условиях активного кредитования данная мера возможно способна снизить количество дефолтных займов, однако в ближайшие 2 года, скорее всего, сами банки будут контролировать обдуманность решения заемщика взять кредит за счет более тщательного скоринга — в 2015 году рынок показал снижение практически на 6%, в 2016 году ожидается минимальный прирост около 2%. 

Известия // понедельник, 14 декабря 2015 года

Закон защитит потребителей от импульсивных кредитов

Закон защитит потребителей от импульсивных кредитовТе, кто оформляет заем на косметику и другие товары, являющиеся «невозвратными», смогут аннулировать договор с банком в течение трех дней

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке