Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Второй пошел

Политолог Андрей Лавров — о новом кадровом кризисе в Челябинской области
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

А вице-губернаторы всё падали и падали. Особенно интенсивно те из них, которые по внутренней политике. Именно такая картина наблюдалась от Самары до Сахалина в региональных администрациях в этом году. Сами регионы от этого лихорадит, зато имеем всеобщее общественное одобрение в интернетах, больше напоминающее злорадное улюлюканье площадной толпы.

«Наши органы просто так не приходят», «все они одним миром мазаны», «уходит сам, значит, так наворовался и одновременно проштрафился, что пора на Мальдивы».

Губернаторы и, шире, власть при этом молча сдают своих верных визирей (а неверных на подобные места не ставят), кидая разъяренной толпе куски кровавого мяса в виде репутаций и судеб соратников. Что-то типа сакральной жертвы на алтарь самоочищения системы. И все довольны. Только вот желающих нести крест внутриполитической ответственности на местах всё меньше и меньше. Нет, свято место, конечно, пусто не бывает. Но качество…

Как горько пошутил один мой коллега: «Неблагодарная работа у политических замов. На нее только как в армию — по обязательному призыву, на год-два». Это хорошо, если год…

В этом смысле показателен пример Челябинской области.

Там за год слетает второй вице-политик. И это при том, что область среди российских регионов — сравнительно крепкий середнячок на границе высшей страты. Экономику вытягивает металлургия и, как это ни странно для зоны рискованного земледелия, весьма успешный агропром.

Социально-политически всё стабильно. Раздиравшие когда-то Южный Урал элитные войны в прошлом. Область — пилотник в реформе МСУ. Нынешнего губернатора на и.о. благословил и назначил лично президент, и с самыми лестными рекомендациями.

Казалось бы, ничего не предвещало беды.

2015 год начинается с ареста вице-губернатора Николая Сандакова, на котором на тот момент были завязаны не только предстоящие самые масштабные в истории области выборы, но и система муниципальной власти и практически все СМИ.

В чем обвинен?

Официально и изначально во взятке (уже раз пять переквалифицировали и конца-краю делу не видно). По сути, за четкое и удостоенное прежде всяких похвал выполнение своей работы во время прошедших госдумовских и президентских выборов, когда он отвечал за формирование избирательного фонда «Единой России».

Все прекрасно знают, что во всех государствах существуют механизмы, жестко регламентируемые законами и кодексами, и существуют темы, о которых знают все, но все дружно закрывают на них глаза. У нас это формирование избирательных фондов правящих партий. С одной стороны, есть официальные фонды, с другой — все понимают: без «теневого» выиграть выборы нереально. Еще раз подчеркиваю, это относится ко всем парламентским партиям. Губернаторам нужно выдать заданный Москвой результат. Вице-губернатор обязан обеспечить сбор средств. Если за это сажать, то давайте всех. Во всех регионах.

Но взяли не за это. По ходу выполнения своей работы — обеспечения социально-политической стабильности в регионе — внутренний «вице» неизбежно наживает себе кучу врагов. На кого-то надавить, кому-то указать, кому-то порекомендовать умерить амбиции. Работа такая. По сути, эта должность — победитовая насадка на сверле региональной политики губернатора. А насадки быстро летят.

Здесь показателен пример второго «ушедшего» внутреннего вице-губернатора Ивана Сеничева. Человек в политике новый, из топ-менеджмента ММК. С колес подхватил выборную кампанию 2015. И по явке, и по проценту ЕР, и по «легитимности», и по «конкурентности» выдал результат, серьезно превышающий самые смелые прогнозы специалистов. Погорел на деле Питона.

Губернатор Борис Дубровский взял курс на строжайшую экономию бюджета. Начать, как водится, решил с себя. Точнее, со своей охраны. Не просто не продлил контракт с бодигардами, но и попытался вернуть в казну собственность в виде мини-автопарка, приобретенного на бюджетные деньги. Охрана обиделась.

Переговоры, как вы понимаете, вел Сеничев. Как умел, как привык на заводе, то есть с использованием сложных идиоматических выражений и непереводимой игры слов. Разговор был записан, избранные места — в частности, те, где вице-губернатор крайне неосмотрительно классифицирует свой регион, — становятся достоянием сетевой общественности.

Тут вообще началось — не опишешь словами. Назначается разбирательство, Сеничев уходит в неоплачиваемый отпуск и... через месяц возвращается полностью оправданный. Да, накосячил, но ведь ни для кого не секрет, что представители отечественной управленческой школы матом не ругаются, они на нем разговаривают и работу работают.

Скандал прошел, а осадочек остался. И вот буквально через неделю Сеничев пишет заявление по собственному.

Возможно, решил, что должность «политического» вице-губернатора — просто проклятое место. Вспомните, все предшественники Сеничева на этом посту — Андрей Косилов, Олег Грачев, Николай Сандаков — получили уголовные дела. Может быть, Иван Викторович решил переломить традицию? С другой стороны, возможно, его просто по-человечески допекло и он решил вернуться к «нормальной» жизни — достойной, относительно спокойной и сытной. 

И кто в лавочке останется, неизвестно. А на носу — госдумовская кампания, праймериз ЕР вообще, считай, стартовал. Ситуация в экономике аховая, и здравый смысл не позволяет надеяться на ее быстрое выздоровление. Следовательно, грядет падение уровня жизни населения и неизбежный социальный протест, который необходимо правильно канализировать. А то ведь рванет — мало никому не покажется. Добавьте, что, как всегда в кризис, усилится брожение элит.

Даже слепцу ясно, что управленческая чехарда (а два куратора в год — это именно чехарда, а не ротация) во внутриполитических вопросах в такое время смерти подобна. И ладно бы подобные процессы были особенностью отдельно взятой Челябинской области. Еще раз повторяю, подобная ситуация характерна для многих регионов. А это, как говорится, уже тенденция, грозящая потерей управляемости на местах.

Как там в «Место встречи изменить нельзя»: «Надо что-то делать, Глеб! Надо что-то делать».

Комментарии
Прямой эфир