«Мы заведомо боимся Кубка мира и уже стелем себе соломку»

Главный тренер хабаровского «Амура», чемпион мира (1993), бронзовый призер Олимпиады (2002) и участник Кубка мира (1996) Андрей Николишин обсудил с «Известиями» неожиданные высказывания генерального менеджера ЦСКА, чемпиона мира, призера двух Олимпиад и члена Зала славы Национальной хоккейной лиги (НХЛ) Сергея Федорова о том, что чемпионат мира важнее, чем возрожденный Кубок мира.
— Вы согласны с позицией Сергея Федорова, чем она может быть обусловлена?
— По значимости Кубок мира несопоставим с чемпионатом мира, однозначно. Я не знаю, почему Сергей сегодня считает иначе, но могу предполагать. Посмотрите, где он работает. Он уже давным-давно «переобулся». Это не тот Сергей Федоров, который играл в НХЛ. На самом деле, меня это разочаровывает. Поднимите его высказывания за 1996 год, когда мы вместе участвовали в Кубке мира, и покажите ему. Тогда на турнир приехал практически сильнейший состав.
— Министр спорта РФ Виталий Мутко предлагает объединить Кубок мира и чемпионат мира. В этом есть логика?
— Ни в коем случае. Это два абсолютно разных турнира. Один проходит под эгидой Международной федерации хоккея (IIHF), другой проводит НХЛ. Мое мнение — везде должны играть сильнейшие российские хоккеисты, кроме Евротура, который вообще никому не нужен. Там надо проверять молодежь. Лично я не понимаю смысл участия в нем. И дело не в том, что происходит с национальной командой, а в том, что происходит с российским хоккеем в целом. Спрашивать надо у руководителей Федерации хоккея России.
— Задача сборной России — выиграть домашний чемпионат мира, но ведь ясно, что туда никто не привезет сильнейший состав. Уместно ли говорить, что для нас этот турнир важнее, чем Кубок мира?
— Естественно, что любая страна — хозяйка первенства хочет выиграть домашний чемпионат. Предстоящий турнир даже немного сдвинули по датам, чтобы могло приехать большее количество энхаэловцев. Мы же понимаем, что своими силами победить нам будет сложно.
— У вас нет опасений, что Россия проигнорирует Кубок мира и отправит туда по предложению Федорова «ближайший резерв» из-за того, что на чемпионат мира не приедут сильнейшие хоккеисты мира?
— Будет смешно. Во всем мире и так прекрасно знают уровень той или иной сборной. Не пойму, кому пыль в глаза пускают. Я считаю, что всегда и везде нужно играть на победу. И не надо тут хвостом крутить и говорить: нужен Кубок мира или не нужен. Важнее тот турнир, куда приезжают сильнейшие. Это объективно.
— В это же время ФХР пытается реанимировать бренд «Красная машина». Справедливо это название для нынешней сборной России?
— Сборная 1970–1980 годов это заслужила. Зачем сейчас городить огород? Другое время, другой хоккей. Я считаю, что это неправильно. Давайте восторгаться той командой и хранить ее в памяти поколений.
— Создается впечатление, что ФХР интересна исключительно коммерческая сторона вопроса.
— Ничего плохого в вопросе популяризации хоккея в стране не вижу. Но я бы предпочел делать это другим способом. Неоднократно говорилось на самом высшем уровне о том, что нужно заниматься развитием хоккея. Нужно садиться всем вместе и принимать правильные решения. А мы выдергиваем всё кусками, пытаемся людям пыль в глаза пустить местечковыми победами или домашними чемпионатами мира, о патриотизме говорим. Тогда как заведомо боимся Кубка мира и пытаемся подстелить себе соломку. Надо реально смотреть на вещи. Мы хотим выиграть Олимпиаду, но при этом давно не выходили даже в полуфинал.
— Главный тренер сборной Олег Знарок говорит, что перед ним стоит задача выиграть Олимпиаду, хотя мы все видели наши возможности на чемпионате мира в Чехии, где были уничтожены канадцами — 1:6.
— Да, и я видел. Сам там был. А в Минске разве по-другому было? Победили только за счет того, что в нашу сборную приехал десант из НХЛ и был месяц на подготовку. Тогда мы физически всех сильнее были на голову, переламывали соперников. К задачам вопросов нет. Я бы тоже не сказал тренеру, что нужно ехать на Олимпиаду, чтобы попасть в четверку. Даже с последней командой Континентальной хоккейной лиги ты будешь ставить цель — выиграть Кубок Гагарина. Но нельзя разменивать глобальные задачи на промежуточные. Повторюсь, задача должна быть в том, чтобы развивать детско-юношеский хоккей. Разве у нас нет талантов? Просто молодежью надо заниматься.
— Чего ждете от молодежной сборной на стартовавшем в Финляндии чемпионате мира?
— Видел все первые игры. Очень сложно будет нашим ребятам. Соперники сильные — и шведы, и американцы с канадцами, и финны дома выступают. Игра с чехами (Россия победила по буллитам. — «Известия») показала, что будет крайне непросто. Я очень переживаю за них, потому что хорошо знаю этих ребят. Хочу, чтобы они выступили как можно успешнее. Главное сейчас — вкатиться в чемпионат, наиграть связки. Пока они, конечно, тяжеловато входят в турнир. В прошлом году ребята играли здорово, дошли до финала. Были бы немного поудачливее, могли бы даже зацепиться за победу. Молодцы, что сумели тогда «вернуться» в игру со счета 1:5. Предприняли попытку и проиграли не с крупным счетом — 4:5. Но канадцы всё равно контролировали ход той игры. Надеюсь, в этом году результат будет не хуже.