Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Хуже не будет

Философ и культуролог Александр Павлов подводит итоги уходящего года в области кино
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С точки зрения качественного кинематографа уходящий год оказался крайне удачным — это касается как тех фильмов, что попали в российский прокат, так и многих других, которые не попали. Впрочем, это разумно: все не вышедшие у нас картины имели не самые высокие шансы на кассовый успех, а некоторым не были выданы прокатные удостоверения.

Среди блокбастеров, например, были такие крупные хиты, как «Мстители: Эра Альтрона», «Звездные войны: Пробуждение силы» и «Безумный Макс: Дорога ярости». Даже если кому-то эти ленты не нравятся, спорить с тем, что это ключевые для популярной культуры фильмы, бессмысленно: они собрали кассу и стали яркими событиями в истории крупнобюджетного кино.

Были и такие, которые при относительно небольших вложениях тоже собрали большую сумму. Например, это «Пятьдесят оттенков серого». Разумеется, большая часть критиков фильм разругали, но при этом в среде поклонников одноименного литературного источника и даже за пределами этой среды экранизация оказалась крайне популярной. 

Что в очередной раз свидетельствует: народная любовь и мнение критиков не просто не совпадают, но и часто не пересекаются.

Этот год оказался удачным для комедии — сегодня одного из самых недооцененных жанров. В смысле посмотреть комедию и вдоволь посмеяться — это сколько угодно, но сказать, что к ним должно относиться всерьез, — это дудки. Уже именитые режиссеры продолжают совершенствовать свое мастерство. Это относится к фильму Джудда Апатоу «Девушка без комплексов». Несмотря на то что в ленте много юмора ниже пояса, что, кстати, часто отталкивает зрителей, это еще и романтическая история, которую всем поклонникам субжанра все-таки стоит посмотреть, пропуская мимо ушей все сортирные шутки — если таковые их коробят.

Успех картины дает неплохие шансы Эми Шумер, работающей в стендапе, выбиться в голливудские актрисы. У нее уже есть собственный сериал «Внутри Эми Шумер» (кстати, тоже заслуживает внимания), и теперь ей открыта дорога в большое кино. Девушек с ее харизмой и ее внешностью в кинематографе США не так много — так что у Шумер есть все шансы поколебать сложившиеся представления о женской красоте.

Другой американской актрисой с нестандартной внешностью, в очередной раз удивившей зрителей, стала Мелисса Маккарти. Комедия Пола Фига «Шпион» с ее участием также оказалась одной из самых кассовых в этом году. В этом контексте особо стоит отметить роль Джейсона Стэтхэма, иронически обыгрывавшего свой традиционной гипермаскулинный образ «героя боевиков».

Третья яркая комедия года — «Каникулы»: ее тоже лучше не пропускать. С одной стороны, это обычное семейное кино, которое отсылает к классическим фильмам с Чеви Чейзом, с другой — по американской традиции ее «совершенствуют» за счет шуток ниже пояса. Надо сказать, это совсем не портит фильма и привносит определенную свежесть в субжанр. Смотреть, конечно, стоит людям, лишенным предрассудков.

Из фильмов экшен надо назвать не вполне реалистичный комедийный боевик «Kingsman: Секретная служба» и образцовый остросюжетный триллер «Ночной беглец» с Лиамом Нисоном. Чтобы оценить всю прелесть «Ночного беглеца», сравните его с неудачной третьей частью «Заложницы», в которой сыграл тот же Нисон. Среди наиболее ярких впечатлений в серьезном кино следует упомянуть остросюжетный триллер Дени Вильнева «Убийца» и криминальную драму «Легенда» с Томом Харди.

Из прокатывавшихся у нас ужасов можно вспомнить главным образом «Оно следует за тобой» — определенно новое слово в жанре. В этом году, кстати, в ряду главных американских мастеров, работавших в жанре хоррор, большие потери — умер Уэс Крэйвен, создатель таких франшиз, как «Кошмар на улице Вязов» и «Крик». Возможно, это самое печальное событие уходящего года.

Из не попавших в прокат фильмов можно отметить следующие: остросюжетный триллер Джона Уоттса «Полицейская тачка», научно-фантастическую ленту писателя и сценариста Алекса Гарленда «Из машины» (это его дебют в качестве режиссера), а также две особо важные фестивальные картины европейских авторов — «Лобстер» Йоргоса Лантимоса и «Реальность» Квентина Дюпье.

Фестивальные хиты американского независимого кинематографа — «Конец тура» (картина, снятая по мотивам разговоров журналиста Дэвида Липски и американского писателя Дэвида Фостера Уоллеса) и «Госпожа Америка» Ноя Баумбаха.

Могли попасть в наш прокат, но не попали как минимум три картины. Это экранизация американского писателя Томаса Пинчона «Внутренний порок», снятая Полом Томасом Андерсоном. Видимо, прокатчики решили, что заработать на этом фильме нет никаких перспектив. А вот ретротриллер «Номер 44» про маньяка, обитающего в СССР в середине ХХ века, отказались выпускать в прокат потому, что Министерство культуры решило, что накануне годовщины Дня Победы такое показывать зрителям на больших экранах не следует.

Уберечь российского зрителя Министерство культуры рассудило и от скандального фильма Гаспара Ноэ «Любовь», изобилующего порнографическими сценами. Впрочем, «Любовь» не попала в прокат лишь относительно. Кинотеатр «Пионер» на фоне скандала с невыдачей удостоверения в рамках «фестиваля» показывал кино в течение долгого времени, судя по всему, заработав на этих «фестивальных показах» немалые деньги.

Между прочим, уходящий год в России был посвящен литературе, а следующий будет посвящен российскому кино. Ожидается несколько крупных премьер, на которые, впрочем, пока не стоит возлагать большие надежды. Но из отечественных картин 2015 года нельзя не отметить «Страну Оз» Василия Сигарева и «Самый лучший день» Жоры Крыжовникова. Эти режиссеры поднимают качество российского кинематографа до нового уровня — и после их фильмов действительно хочется смотреть отечественное кино.

Как минимум начало следующего года обещает много интересного в прокате — восьмой фильм Квентина Тарантино «Омерзительная восьмерка», новую картину Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» (его последняя картина «Бердмэн» завоевала в 2015 году «Оскар» в номинации «Лучший фильм»), очередную ретродраму Тодда Хейнса «Кэрол», продолжение легендарной франшизы «Крид: Наследие Рокки», а также смелую экранизацию одноименного романа Джеймса Балларда «Высотка», выполненную англичанином Беном Уитли. И всё это только в начале года. Можно сказать, что предстоящий год окажется годом не только русского кино — если прокатчики продолжат выпускать качественные фильмы теми же темпами.

Кризис кризисом, но волшебный мир кинематографа хотя бы на некоторое время позволяет отвлечься от окружающей нас суровой реальности. И что самое главное — предстоящий год в отношении кино не будет хуже уходящего, а он, как видно, был очень неплохим.

Комментарии
Прямой эфир