Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Путин указал на необходимость соблюдать сроки восстановления новых регионов
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Общество
«Роскосмос» назначил Дениса Денискина новым гендиректором Центра им. Хруничева
Общество
Жителя Крыма задержали за передачу спецслужбам Украины данных о военных объектах
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Общество
Путин заявил о появлении на черном рынке западного оружия для Киева
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Мир
Келлог заявил об усталости США от конфликта на Украине
Армия
ВСУ после окончания перемирия потеряли до 50 человек на курском направлении
Общество
Россия и Казахстан обсудили в Тверской области сохранение исторической памяти о ВОВ
Политика
Военный эксперт назвал нонсенсом возможное разоружение ФРГ армии ради Киева
Мир
В Харьковской области военные ВСУ въехали на детскую площадку и устроили драку

«Броненосец Потемкин» справил 90-летний юбилей

18 января 1926 года шедевр Сергея Эейзенштейна с размахом представили в 12 кинотеатрах Москвы, а в Большом театре устроили спецпоказ
0
«Броненосец Потемкин» справил 90-летний юбилей
Кадр из фильма «Броненосец Потемкин». Фото: kinopoisk.ru
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ровно 90 лет назад Сергей Эйзенштейн представил публике свою черно-белую картину «Броненосец Потемкин», ставшую одним из символов мирового кинематографа. Премьера была приурочена к 20-летней годовщине революции 1905 года. Изначально планировалось, что в сценарии должны отразиться все события этого года: Эйзенштейн должен был ездить на съемки по всей стране — от Санкт-Петербурга до Дальнего Востока. 

— Изначально броненосцу «Потемкин» в сценарии было посвящено всего несколько строк, — рассказывает кинокритик Леонид Павлючик. — Но потом Эйзенштейн принял разумное решение сосредоточиться на одном эпизоде сценария. Вместе с Григорием Александровым они переделали сценарий и успели к поставленным свыше срокам.

Картину зрителям с размахом представили в 12 кинотеатрах Москвы. В «Государственном Электротеатре» (сегодня это кинотеатр «Октябрь» на Новом Арбате) весь персонал был переодет в военную форму, а само здание превратили в модель военного корабля. Но самая грандиозная официальная премьера для элитной публики состоялась в Большом театре. По сути, это была первая светская кинопремьера в СССР — в лучших голливудских традициях.

Кстати, специально для премьеры в Большом Эйзенштейн воспользовался уже известным кинематографистом способом: вручную раскрасил 180 кадров, чтобы флаг на «Потемкине» в финальной сцене был красного цвета. Эффект был ошеломительный: когда красный флаг возник на экране, в зале поднялись крики радости и восторга, аплодисменты. 

— «Броненосец Потемкин» — картина относительно простая, с четко прослеживающимся сюжетом, с яркими эпизодами, например, «Одесская лестница», которая сразу стала абсолютной классикой, — отметил кинокритик Кирилл Разлогов. — Поэтому именно эта картина стала центральной в представлении о классическом советском кино, и о творчестве самого режиссера. «Броненосец Потемкин» — фильм, в котором художественный метод Эйзенштейна достиг совершенства. Он открыл для мира новую технологию и новую проблематику: это было время, когда авангардные поиски в кино проходили во многих странах, и Эйзенштейну удалось связать авангардные поиски с текущим политическим моментом и с интересом широкого зрителя.

«Броненосец Потемкин» пользовался равным успехом и в СССР, и на Западе. Причем до сих пор на Западе чаще всего режиссеры цитируют именно Эйзенштейна, а не Тарковского, как их российские коллеги.

— Это картина абсолютно новаторская, — отмечает Павлючик. — Специально для нее хотели даже хотели учредить Нобелевскую премию в области кино, но, к сожалению, не сложилось. Зато в опросе ста ведущих критиков, проводившемся в 1956 году в Брюсселе, «Броненосец «Потемкин» занял первое место.

Справка «Известий»

«Броненосец Потемкин» был снят Эйзенштейном в 1925 году на киностудии «Мосфильм». По сюжету команда матросов на броненосце «Потемкин», стоящем на якоре возле Одессы, подняла бунт против капитана и офицеров, так как их кормили гнилым мясом. Вождем бунта стал матрос Вакуленчук (его сыграл актер Александр Антонов). В это время в городе царские войска расстреливают мирное население на одесской лестнице. В конце фильма «Потемкин», на котором развевается красный флаг, как бы «выплывает» с экрана в зрительный зал. Однако снимался в картине не настоящий «Потемкин», который к тому времени был списан и сдан в утиль. Вместо него в фильме был задействован броненосец «Двенадцать апостолов».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением