Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Fitch: нефть подорожает до $60 к 2018 году

Как считают в Fitch, цены начнут восстановление уже в этом году, а вместе с ними начнет крепнуть и рубль
0
Fitch: нефть подорожает до $60 к 2018 году
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Международное рейтинговое агентство Fitch первым озвучило прогноз по стоимости нефти и рубля и при этом оценило влияние низких нефтяных цен на конкретные российские нефтегазовые компании. В докладе, который есть у «Известий», агентство дает два прогноза на ближайшие 2 года: наиболее вероятным Fitch считает постепенный рост нефтяных цен — до средних по 2016 году $45 за баррель, по 2017-му — $55, по 2018 году — $60. Пессимистичный сценарий предусматривает сохранение цен на уровне $35 до конца 2016 года, что может обернуться повышением налогов с отрасли и падением добычи.

Неминуемый рост

— Сейчас нефть торгуется на уровне $30 за баррель. Мы считаем этот уровень неприемлемым даже в краткосрочной перспективе — критическая масса нефтегазовых проектов имеет большую себестоимость. Поэтому это неминуемо приведет к значительному снижению добычи и повышению цен, — говорится в докладе Fitch.

По прогнозу агентства, цены начнут восстановление уже в этом году, вместе с ними начнет крепнуть и рубль. В своем благоприятном прогнозе Fitch предрекает среднюю цену барреля в 2016 году в районе $45 (российский бюджет-2016 сверстан исходя из $50).

— Рубль и дальше продолжит зависеть от стоимости нефти. Мы осторожно предполагаем, что курс рубля составит 68 рублей за доллар по 2016 году (при стоимости барреля $45) и 61 рубль за доллар по 2018 году (баррель будет около $55), — пишут аналитики. — Дальнейшее повышение стоимости валюты (рубля) на этом уровне стоимости нефти маловероятно, учитывая, что и платежный баланс, и бюджет страны получают выгоду от слабого рубля и российский ЦБ навряд ли позволит рублю вырасти выше этих пределов.

В своем предыдущем отчете, констатирует Fitch, аналитики компании предрекали рублю более светлые перспективы — средний курс в 60 рублей за доллар США по 2016 году, по 2017-му — в районе 53 рублей.

Что касается негативного сценария, то с ценой в $35 в среднем по этому году нефтяным компаниям России придется туго.

— Более низкое восстановление цен скажется на кредитоспособности российских нефтегазовых компаний. Их себестоимость добычи установилась на довольно низком уровне по международным стандартам — особенно после снижения курса рубля, сейчас она в районе $10 за баррель. У других компаний, таких как Total и BP, она выше — порядка $20 за баррель. Мы считаем, что более медленное восстановление цен заставит государство пересмотреть налоги в секторе, что окажет давление на рейтинги нефтяных компаний России. В условиях низких цен на сырье основная опасность для нефтегазовых компаний — установление неблагоприятного налогового режима, — полагают в Fitch.

Нефтяникам, возможно, удастся избежать повышения налогов

Нефтегазодобывающие компании РФ вносят два нефтяных платежа в бюджет (помимо, скажем, налога на прибыль) — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) и экспортную пошлину при вывозе сырья за рубеж. На фоне падения цен в правительстве вот уже больше года идет спор о введении более эффективного налогообложения, призванного заменить пошлину и НДПИ — налог на добавленный доход (НДД). Такой подход позволяет переносить основную налоговую нагрузку на тот период, когда проект начинает действительно приносить доход, а не тот, когда добыта фактически первая нефть.

— Мы полагаем, что нынешняя налоговая политика у России останется неизменной, — считают в Fitch. — Наш основной сценарий — повышение цен на нефть — исходит из того, что экспортная пошлина сократится до 30% в 2017 году, как и было запланировано [налоговым маневром] (в этому году правительство заморозило ее на уровне 2015 года — 42%; размер пошлины в долларах ежемесячно объявляет Минфин на основе специальной формулы, но нефтяники платят в итоге больше, на основе другой формулы, в итоге получается 42%. — «Известия»). Другие сценарии также не исключается. Один предполагает, что экспортная пошлина снизится меньше, до 36% (такое снижение было запланировано как раз на 2016 год), как говорят представители власти. Это удержит заработки нефтегазовых компаний на уровне 2016 года и не повлияет на их [кредитные] рейтинги.

Дальнейшее повышение не может быть списано со счетов, но маловероятно, считают в Fitch.

— Оно возможно в условиях более низких цен на нефть — $35 за баррель и ниже. Это значит, что если нефтяные цены не начнут восстанавливаться в 2016 году, нефтяной сектор испытает «идеальный шторм» — только уже локальный: низкие цены на нефть совпадут с повысившимися налогами, что подпортит ликвидность компаний, в данном случае — способность платить по кредитам, — не исключают в Fitch. — Нефтяники ответят более агрессивным снижением капитальных затрат — это может повлиять на их добычу в среднесрочной перспективе. А вместе с ухудшением кредитных показателей это может повлиять на их кредитоспособность и опустить в рейтингах.

Такой сценарий возможен в самом крайнем случае, считают в Fitch, и, скорее всего, сейчас на повышение налогов государство не пойдет. С наложением санкций на компании оно активно кредитует нефтяников, при этом контролируя две трети суммарной нефтедобычи России (через «Роснефть», «Башнефть» и др.), поясняют аналитики. Поэтому вопрос повышения налогов будет зависеть от компромисса между министерствами и добытчиками, заключает Fitch.

Тем не менее 27 января 2016 года курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что правительство обсуждает «ускорение завершения налогового маневра в ТЭКе». Согласно условиям маневра, экспортные пошлины должны были снизиться (в 1,7 раза до 2017 года) с одновременным ростом НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза). В прошлом году налоговый маневр уже был скорректирован, единоразово увеличив налоговую нагрузку нефтяников на 200 млрд рублей за счет сохранения экспортной пошлины. В этом году, по подсчетам российских аналитиков, с учетом ускорения маневра (должен был завершиться в 2017 году, а не в этом) нагрузка может вырасти примерно на 20%, или на 260 млрд рублей. Тогда же, 27 января, нефтекомпании во главе с президентом «Башнефти» Александром Корсиком на встрече с министром энергетики Александром Новаком просили «оставить отрасль в покое».

— Дополнительные налоги — это всегда плохо, сколько мы выдержим — не знаю, и никто не знает, — сообщал Корсик.

«Газпром» еще в прошлом году не смог избежать повышения налогов — вырос НДПИ на газ, увеличивающий доходы казны сразу на 100 млрд рублей, напоминают в Fitch. По оценкам агентства, НДПИ съест 5–7% от прибыли концерна в 2016 году.

— Оно (повышение НДПИ на газ. — «Известия») может повториться и в 2017 году, — считают аналитики Fitch.

При сохранении низких цен на нефть к концу года изъятие дополнительных налогов в бюджет наиболее вероятно, ведь больше взять налоги, по сути, не с кого, соглашается Станислав Митрахович из Фонда национальной энергетической безопасности.

— Компании опасаются этого, это заметно по изменившейся стилистике общения с властью: если раньше активно просили перевести их с НДПИ на НДД, то теперь просят просто их не трогать, — замечает аналитик. — Тем не менее нынешние цены неудобны никому, так что прогноз по росту цены до $45 за баррель кажется вполне справедливым.

Возможные проблемы НПЗ и СПГ-проектов

Аналитики Fitch придерживаются оптимизма в отношении российских нефтекомпаний — низкие цены на нефть успешно совпали с ослаблением рубля и стабильно низкими налогами. По их данным, за 2015 год их прибыль в расчете на баррель добытой нефти упала на 29%, в то время как стоимость нефти марки Brent за девять месяцев 2015 года опустилась больше — на 48%. Падающий рубль также помогает сокращать капитальные затраты (в долларах) и поддержать свободный денежный поток, добавляют в Fitch. По их прогнозу, в 2016 году это может способствовать увеличению чистой прибыли российских нефтекомпаний.

Если добытчики, что логично, страдают от низких цен на энергоресурсы, их основные покупатели и переработчики — НПЗ — наоборот, должны от этого только выигрывать. Но для России это утверждение не работает.

— Прибыль у нефтепереработчиков в России в основном складывается из разницы между экспортными пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты. Чем ниже цены на нефть, тем ниже разница между ними в абсолютных величинах, поэтому маржа переработчиков падает. Мы считаем, что прибыль нефтепереработчиков уже не вернется к уровню 2013–2014 годов, и думаем, что в долларах США ближайшие несколько лет она будет в 1,5–2 раза ниже, — считают в Fitch.

У нефтедобытчиков, в свою очередь, могут возникнуть проблемы с покрытием валютных кредитов и финансированием новых проектов. В 2014 году несколько нефтегазовых компаний попали под санкции западных стран, отрезавшие российские компании от кредитования на Западе, поясняют в Fitch, это уже может привести к ряду последствий. Кроме того, большинство компаний брали кредиты в валюте, кроме «Башнефти» и «Татнефти», последняя от кредитов почти освобождена, подчеркивают в Fitch.

— В этой ситуации финансирование крупных новых проектов, к примеру, по производству сжиженного природного газа, может стать проблематично и некоторые проекты могут быть отложены, — считают аналитики.

Комментарии
Прямой эфир