Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Риелторы хотят получить права на бренд Uber

Американская Uber Technologies, Inc. недовольна планируемым использованием бренда без разрешения и будет разбираться со столичной компанией «Метриум»
0
Риелторы хотят получить права на бренд Uber
Фото: REUTERS/Chris Helgren
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Риелторская компания «Метриум» в январе подала заявку на регистрацию товарного знака Uber, аналогично известному по всему миру электронному приложению для вызова такси. Раскрученный товарный знак «Метриум» планирует использовать в проекте «Нмаркет.про», который предполагает онлайн-бронирование и продажу квартир.

— Мы давно заметили похожую аналогию и на презентации проекта «Нмаркет.про» отмечали, что он как Uber на рынке недвижимости. Мы просто хотим зарегистрировать товарный знак Uber, чтобы никто из конкурентов, которые предлагают похожие услуги, не использовал слоган — «Uber на рынке недвижимости», — заявила «Известиям» директор по связям с общественностью «Метриума» Елена Кудымова.

Сам проект «Нмаркет.про» — это агрегатор предложений по жилым новостройкам: на сайте девелоперы напрямую выкладывают квартиры в новых домах, доступ к которым получают риелторы, которые и продают квартиры. Изначально проект стартовал на рынке Санкт-Петербурга в 2013 году. Совладельцами компании ООО «Н-маркет про» являются Павел Кочкин, Евгений Колганов и Дмитрий Титов (у каждого по 33,3%). В конце 2015 года «Нмаркет» вышел на московский рынок, здесь за его работу отвечает партнер, «Метриум».

Совладельцами последней являются Наталья Тихоновская (51%) и Мария Литинецкая (49%), фирма работает на московском рынке недвижимости с начала 2012 года. Выручка компании за 2014 год составила 362,3 млн рублей, чистая прибыль — 64,7 млн рублей.

Заявки на товарные знаки Uber — а также «Убер» — поданы по классу, связанному с операциями с недвижимостью (36-й). Зарегистрированный в Роспатенте в мае 2014 года (заявка подана в феврале 2013-го) товарный знак американской Uber Technologies, Inc. предполагает защиту по другим видам деятельности — компьютерное программное обеспечение для координирования транспортных услуг (в рамках 9-го класса),  маршрутизация звонков для транспортных средств (38-й), ПО для транспортных услуг (42-й) и пр.

Сама компания Uber выступает против регистрации схожего товарного знака. «Без согласования с нами такие вещи не делаются», — сообщил «Известиям» представитель компании Uber. В России развитием мобильного такси-приложения занимается ООО «Убер Текнолоджи» (учреждено в 2013 году, подконтрольно американской Uber); выручка за 2014 год — 15,6 млн рублей, чистая прибыль — 1,7 млн рублей.

Юристы считают, что у желающих официально пользоваться аналогиями в маркетинге шансов немного.

— Если слово Uber начнет использовать организация со схожей деятельностью — таксопарк, например, или «Яндекс.Такси» и так далее, то компания Uber сможет защититься, — отмечает руководитель отдела товарных знаков и практики разрешения споров компании Patentus Дмитрий Марканов. — Но если компания в сфере недвижимости регистрирует этот знак, то здесь мы имеем неоднородную деятельность и по факту компания Uber Techologies им предъявить ничего не может. С другой стороны, очевидно, что они регистрируют раскрученный товарный знак и будут зарабатывать на нем, используя чужую положительную деловую репутацию. Поэтому регистрацию товарного знака можно легко оспорить, например, через Палату по патентным спорам Роспатента или Федеральную антимонопольную службу. В 2015 году появилась возможность писать протест по заявкам в Роспатент — компания Uber может легко донести свою позицию до эксперта в Роспатенте, что Uber против, что будет смешение товарных знаков, введение в заблуждение и т.д. В общем, вероятность решения в пользу Uber в этом случае очень велика.

С мнением Марканова согласен также партнер юридической компании Nevsky IP Law Кирилл Митягин.

— Роспатент может зарегистрировать известный бренд для других классов МКТУ (международная классификация товаров и услуг), поскольку наименование Uber для этих видов товаров и услуг не используется. Однако такая регистрация товарного знака может быть направлена на получение необоснованного преимущества за счет использования сложившейся деловой репутации известного мирового бренда и создает угрозу возникновения заблуждения потребителя относительно товара или его изготовителя. Такие действия называются недобросовестной конкуренцией и запрещены ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Также, согласно ст. 10 Гражданского кодекса РФ, не допускаются действия, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Uber в соответствии с этими нормами может обратиться в суд после регистрации товарного знака, а также подать возражения еще на этапе регистрации в Роспатент. При принятии решения ведомство учтет доводы Uber, — сообщил Митягин.

При этом он отметил, что случай с товарным знаком Uber уже не первая попытка зарегистрировать мировой бренд по другим классам в России.

— Пожалуй, самое известное дело такого рода — кейс Vacheron Constantin. Роспатент зарегистрировал товарный знак № 278829 для 25-го класса МКТУ (одежда, обувь). Однако швейцарскому часовому бренду удалось в Высшем арбитражном суде доказать, что такая регистрация третьим лицом — это акт недобросовестной конкуренции, и правовая охрана товарного знака была признана недействительной (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16912/11). Дополнительно можно отметить, что от подобных неприятностей застрахованы владельцы общеизвестных товарных знаков, но для признания знака общеизвестным нужно подать заявление в Роспатент и доказать широкую известность бренда. Пока это удалось сделать правообладателям 161 знака, — отметил Митягин.

Что касается уникальности проекта «Нмаркет.про», то, по мнению управляющего партнера компании Unikvart Артема Цогоева, на рынке существует уже достаточно большое количество аналогичных проектов.

— В Санкт-Петербурге аналогичных «Нмаркету» проектов существует около десятка. Наиболее крупные — Первое агентство недвижимости, ST realty. Особенность «Нмаркета» — проработанность программного обеспечения, всё красиво оформлено и т.д. Но «Нмаркет» работает только с риелторскими агентствами, тогда как большинство остальных и с частными риелторами. Что касается московского рынка, то здесь такая система также не является новой. Даже наша компания, Unikvart, работает по такой схеме с ноября 2015 года. Для «Нмаркета» Питер является головным рынком, в остальные регионы «Нмаркет» продает франшизы, и, по сути, это продажа программного обеспечения, — рассказал Цогоев.

Комментарии
Прямой эфир