Апробация ЕГЭ по китайскому языку выявила ряд проблем

На прошедшем в понедельник совещании у вице-премьера Ольги Голодец были представлены результаты проведения апробации государственной итоговой аттестации по китайскому языку. Еще в 2014 году зампред правительства поручила проработать вопрос о введении нового экзамена. Предполагалось, что экзамен будет запущен в 2016 году, но из-за серьезных проблем с преподаванием китайского языка в систему ЕГЭ он будет включен на год позже.
Как сообщил собеседник «Известий» в правительстве, на совещании у вице-премьера был обсужден ряд проблем в проведении государственной итоговой аттестации (ГИА) школьников по китайскому языку, в частности, большинство экспертов отметило разобщенность подходов к преподаванию китайского языка, что сказывается на качестве обучения.
— Результаты апробации показали, что наибольшие трудности у ребят вызвали разделы «Письмо» и «Говорение». С целью успешной подготовки к внедрению ГИА по китайскому языку выстроенная в 2015 году модель ГИА должна быть доработана и расширена, — пояснил собеседник «Известий».
На совещании были определены три основные проблемы в проведении экзамена. Во-первых, технологическая: федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации (ФИС ГИА) не может использовать иероглифы. Во-вторых, содержательная — отсутствие учебников по китайскому языку в федеральном перечне рекомендованных Минобрнауки, отсутствие примерных основных образовательных программ по китайскому языку и отсутствие китайского языка в федеральном государственном образовательном стандарте. В-третьих, организационно-кадровая — отсутствие специалистов для проверки экзаменационных работ в каждом регионе и низкий уровень подготовки педагогических кадров.
— Часть детей занималась факультативно, а часть — по различным программам в школе. Пока нет инструментария у учителей и общей государственной политики преподавания этого языка в школах. Сейчас важно решить как техническую проблему, так и содержательную. Необходимо разработать и утвердить примерные образовательные программы, а также выпустить учебник китайского языка, утвержденный Минобрнауки. И уже тогда контрольно-измерительные материалы можно будет делать по единым стандартам, учебнику и образовательным программам. Апробация выявила слабые места, над которыми в течение двух ближайших лет надо поработать и на нормальном уровне внедрить не просто экзамен, а полноценный пакет программ и документов, — отметил собеседник «Известий».
Преподавание китайского языка сейчас ведется в 60 образовательных организациях в 17 субъектах. Общая численность учащихся, изучающих китайский язык в 8–11 классах, составляет 4315 человек, а преподавателей — 153. Всего в апробации приняло участие порядка 3 тыс. школьников. В 8–9 классе 60% участников не преодолели минимальный порог, а в 10–11 классах — 27%.
— Апробация экзамена по китайскому языку прошла в пилотном режиме в 17 регионах. Потребуется 2 года для введения его в штатный режим, — заявили «Известиям» в Рособрнадзоре.
По планам Рособрнадзора вероятное количество участников ЕГЭ по китайскому языку в 2017 году может составить порядка 200 человек.
Директор Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС при Президенте РФ Наталья Стапран отметила необходимость развития образовательного сотрудничества с Китаем в связи с растущими экономическими связями, а также интересом к российскому образованию со стороны Китая.
— Самый правильный принцип в этой области — ориентация образовательных продуктов и образовательной политики на экономические потребности. Очевидно, что в этом смысле Китай является абсолютным лидером. Если говорить по перспективам экономического сотрудничества, то здесь элементарно нужны хорошие специалисты для работы с китайским рынком, где предполагается знание китайского языка. Кроме того, надо понимать, что если мы работаем с Китаем, если мы говорим о наших вузах, то они рассчитывают на китайских студентов. Огромная доля иностранных студентов, которые платят деньги за обучение в различных странах, — это китайцы. И это второй пункт, по которому китайский рынок с точки зрения образовательной политики интересен, — пояснила Стапран.