Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
1 июля
2016 года

На исправление кредитной истории дали 10 лет

ЦБ разъяснил, что заемщики имеют право оспорить информацию, содержащуюся в их кредитных историях, в течение всего срока ее хранения

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

Заемщик имеет право полностью или частично оспорить информацию, содержащуюся в его кредитной истории, в любой момент в течение всего срока ее хранения (10 лет со дня последнего изменения данных — по закону «О кредитных историях»). Бюро кредитных историй (БКИ) по заявлению заемщика должно запросить у кредиторов (банки; микрофинансовые организации) информацию для проверки фактов, указанных в заявлении заемщика. И, соответственно, исправить КИ (если требования клиентов правомерны) или отказать. Об этом говорится в письме за подписью директора юридического департамента ЦБ Алексея Гузнова, направленном председателю Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолию Аксакову (есть у «Известий»). АРБР обращалась к ЦБ за разъяснениями в конце декабря 2015 года, указывая, что существует правовая неопределенность по вопросу оспаривания информации в кредитных историях россиян. По мнению экспертов, опрошенных «Известиями», обращение АРБР обусловлено сжатием рынка розничного кредитования, массовыми отказами заемщикам. По данным ЦБ, за прошлый год объем розничных кредитов, выданных российскими банками, снизился в полтора раза — с 7,8 трлн до 5,2 трлн рублей.

«В соответствии с законом «О кредитных историях» (218-ФЗ от 30 декабря 2004 года) банки и МФО являются источниками формирования кредитных историй граждан, обязаны предоставлять в БКИ информацию обо всех изменениях в КИ заемщиков, — говорится письме АРБР в ЦБ. — При этом сроки хранения кредитором информации, которая в итоге влияет на решение о предоставлении физлицу новых ссуд, законодательно не урегулированы. В законе обозначены лишь сроки действительности и хранения согласия заемщиков на получение кредитором основной части КИ. По ч. 10 ст. 6 закона согласие заемщика считается действительным в течение 2 месяцев со дня его оформления. Если в эти сроки кредитный договор был заключен, указанное согласие сохраняет силу в течение всего срока действия кредитного соглашения. Если же договор заключен не был, согласие на получение основной части КИ хранится в течение всего срока действия договора займа».

АРБР просила разъяснить, следует ли банкам в своих внутренних документах прописать минимальный срок хранения информации, содержащейся в КИ заемщиков, — 2 месяца, как и срок хранения согласия граждан.

ЦБ в ответ на обращение АРБР указал, что по закону банки должны хранить оригинал согласия заемщиков на передачу их сведений в БКИ еще 5 лет после окончания срока действия кредитного договора (ч. 12 ст. 6 218-ФЗ). А в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ — 10 лет с момента последнего изменения КИ.

«Исходя из изложенного, полагаем, что заемщик может обратиться в БКИ для оспаривания информации, содержащейся в его кредитной истории, в любой момент в течение 10 лет с момента ее последнего изменения», — говорится в письме ЦБ.

По мнению адвоката компании «Юков и партнеры» Рустама Батырова, позиция АРБР представляется не совсем корректной.

— Во-первых, привязка срока хранения всей информации из кредитного досье к сроку  действия согласия субъекта кредитной истории — довольно сомнительная юридическая конструкция, поскольку, по сути, это два разных параметра, — пояснил он. — Во-вторых, установление такого короткого срока осложнит возможность реализации права заемщиков на оспаривание сведений в кредитной истории, и в этом смысле ЦБ задан абсолютно правильный ориентир. Разъяснения ЦБ относительно порядка хранения информации из кредитных досье носят скорее специальный процедурный характер, поэтому как-то повлиять на статистику судебных споров они вряд ли способны.

Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что три американских кредитных агентства — Equifax, Experian и TransUnion — в год получают около 8 млн обращений от заемщиков, оспаривающих информацию в их кредитных историях.

В этих бюро сосредоточены более 200 млн кредитных историй. В 2013 году федеральный суд в Портленде, штат Орегон, обязал кредитное агентство Equifax выплатить Джули Миллер $18,4 млн компенсации за ущерб. Джули в течение 2 лет не могла заставить это агентство исправить ошибки в ее кредитной истории.

Кредитная история состоит из нескольких частей. Основная ее часть содержит детальную информацию об обязательствах клиента: сумма задолженности, наличие просрочки и др. В титульной части указаны: ФИО заемщика, паспортные данные, ИНН, СНИЛС.

Также есть закрытая часть (предоставляется только судьям и следователям): полные данные о кредиторе, дата запроса им кредитной истории заемщика. А с 2014 года введена еще и информационная часть сведений о заемщике: все данные об обращении гражданина за ссудой, одобрении или отказе в ее выдаче и — при наличии — факт просрочки клиента по кредиту на срок от 120 дней; если в информационной части КИ содержится отказ заемщику в выдаче ссуды, прописываются и причины такого отказа. Не требует согласия заемщика только получение этой части КИ.

Известия // четверг, 11 февраля 2016 года

На исправление кредитной истории дали 10 лет

На исправление кредитной истории дали 10 летЦБ разъяснил, что заемщики имеют право оспорить информацию, содержащуюся в их кредитных историях, в течение всего срока ее хранения

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке