Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
29 августа
2016 года

Горы, море, наследие олимпиады

Способен ли Сочи выполнить программу импортозамещения в сфере туризма?

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), летом 2015 года в Сочи отдохнуло около 3 млн россиян. Несмотря на дорогие цены (в среднем один день отдыха на этом курорте обходится в 2,5 тыс. рублей), Сочи обогнал Крым и другие отечественные здравницы.

Зимой дешевле

И после летнего сезона Сочи не сбавляет оборотов — уже к ноябрю было распродано большинство номеров в отелях Красной Поляны. У зимнего отдыха здесь есть несколько преимуществ. Во-первых, по разнообразию видов досуга он ничуть не уступает летнему — всего в полутора часах езды от города находятся самые популярные в стране лыжные трассы. Во-вторых, после новогодних праздников большинство перевозчиков существенно снижают цены. Перелет из Москвы в Сочи и обратно на лоукостере «Победа» в середине января обойдется в среднем в 2–4 тыс. рублей на человека. Если постараться, то можно найти билеты дешевле. Знакомый сочинец утверждает, что летал и за 700 рублей.

Цены в отелях тоже ниже, чем летом. Зимой двухместный номер в одном из мини-отелей возле парка Ривьера (в самом центре) обойдется в среднем в 2 тыс. рублей за сутки. Гостевой дом в пределах Большого Сочи будет стоить 1,5 тыс. рублей, а цена номера люкс гранд-оте­ля «Жемчужина» — 4 тыс. рублей в день. В интернете можно подобрать варианты размещения — от демократичных хос­телов до фешенебельных отелей, санаториев и апартаментов с видом на море. Большинство из них можно забронировать без предоплаты.

В отличие от отельеров местные рестораторы зимой цены не снижают. Вообще средний счет в ресторанах Сочи не уступает московскому, поэтому в столице зимней Олимпиады выгоднее арендовать апартаменты, оборудованные бытовой техникой и кухонными принадлежностями. Благо супермаркеты, в том числе и круглосуточные, здесь на каждом шагу.

С транспортом у вас тоже проблем не будет. Новые дороги, мосты и развязки, построенные к Олимпиаде, позволяют быстро и комфортно добраться до любого района Сочи. Например, от Адлера, где находится аэропорт, до центра Сочи можно на городском автобусе доехать за 20–30 минут. В 2011 году, когда я была здесь последний раз, мы тащились больше часа. Автобусы от аэропорта ходят по расписанию с утра до позднего вечера, цена за проезд 70 рублей с человека. За багаж лояльные местные водители деньги не берут. В Сочи вообще выгоднее и удобнее ездить на общественном транспорте, чем на такси (реальная цена может сильно отличаться от заявленной таксистом) и частных маршрутках. Последние представляют собой старинные пазики, до потолка утрамбованные пассажирами, а маршрут их почти всегда извилист и непредсказуем.

Дендрарий и бронзовый Кеша

После заселения в отель самое время знакомиться с городом. Одна из самых интересных сочинских достопримечательностей — Дендрарий, уникальный парк, где на 50 га растет более 2 тыс. редких растений. Взрослый входной билет стоит 250 рублей, детский — 120. Доплатив еще 100 рублей с человека, можно воспользоваться услугами гида, который расскажет об истории парка и его основателе — редакторе «Петербургской газеты» и меценате Сергее Николаевиче Худекове. Сын мелкопоместного рязанского дворянина, он сколотил приличное состояние, часть которого потратил на обустройство своей сочинской дачи. Из многочисленных путешествий он привозил саженцы экзотических растений, а садовника выписал из-за границы. По замыслу владельца парка были построены многочисленные беседки, ротонды и фонтаны, разбиты кипарисовые и пальмовые аллеи. Уже в наше время преемники основателя Дендрария дополнили экспозицию экзотическими видами животных и птиц. Так что семейным отдыхающим стоит проложить маршрут мимо вольера со страусами и экзотариума. А еще посетителям с детьми нужно быть начеку — среди множества орехов, желудей и плодов, которые валяются на дорожках Денд­рария, немало ядовитых «экспонатов».

Нижний парк спускается прямо к морю, откуда по набережной за полчаса можно дойти до морвокзала, где находится еще одна достопримечательность Сочи — памятник героям фильма «Бриллиантовая рука». Скульптурная группа изображает сцену проводов героев Юрия Никулина и Андрея Миронова в круиз и расположена на глубоководном причале для лайнеров, где почти полвека назад снимали знаменитую кинокомедию. Без селфи с бронзовым Кешей или Леликом никто из ваших знакомых не поверит, что вы были в Сочи.

Роза Хутор — западный лоск и русский размах

Одного дня на осмотр центральной части города вполне достаточно. Особенно если вы ограничены во времени. Ведь всего в 60 км от Сочи располагаются живописный горный массив и горнолыжные трассы. Доехать до Красной Поляны можно на скоростном поезде «Ласточка». Стоимость проезда от железнодорожного вокзала Сочи — 422 рубля. Из Адлерского вокзала, мимо которого пролетает «Ласточка», — 350 рублей. Чуть больше часа — и вы на курорте, где находятся сразу четыре горных комплекса: Горная Карусель, Газпром, Альпика-Сервис и Роза Хутор. Чтобы попасть на Горную Карусель, лучше выйти на станции Эсто-Садок. К подъемникам остальных комплексов, которые находятся недалеко друг от друга, удобнее добираться от конечной станции Роза Хутор. До одноименного курорта — самого популярного и фешенебельного на Красной Поляне — можно дойти пешком, вдоль набережной Мзымты, или доехать на бесплатном автобусе. По обоим берегам горной речки возвышаются нарядные отели — чем ближе к променаду, тем больше звездность. Два берега Мзымты соединяют пять мостов, а в центре курортного городка возвышается ратуша с часами.

Среди такого великолепия чувствуешь себя расслабленным европейским туристом. Но терять бдительность в Сочи нельзя. Это не сонные Карловы Вары и не респектабельный Кицбюэль. На российском юге народ предприимчивый. Первыми, кого вы встретите, когда выйдете из здания вокзала к остановке автобуса, будут улыбчивые гиды, которые созывают граждан на бесплатную экскурсию по Розе Хутор. До Розы Хутор они везут группу на бесплатном автобусе, бегло рассказывают об истории этого курорта и его достопримечательностях. А потом, внимание, предлагают приобрести билеты на канатную дорогу за 1100 рублей — от Розы Долины до Розы Пик и даже посадить в кабинку без очереди. Вот тут самое время с ними распрощаться, потому что в официальной кассе цена билета — 950 руб­лей, а очередь на подъемник общая. Да и всю полезную информацию, в том числе и о работе канатной дороги, можно получить в информационном бюро, в двух шагах от автобусной остановки, где вас также снабдят необходимыми картами.

Еще один подвох ожидает вас в кафе и ресторанах Розы Хутор, где стоимость некоторых блюд указана за 100 граммов. Официанты об этом не всегда предупреждают. Так что не удивляйтесь, если местная озерная форель обойдется вам рублей в 800–900 за одну рыбешку. Средний обед в кафе возле лыжных трасс стоит 2–3 тыс. на человека.

Зато канатная дорога здесь работает круглый год. Благодаря тому, что она оборудована антиколлизионной системой, столкновение кабин во время движения исключено, а современные механизмы позволяют перевозить людей даже в условиях повышенной лавиноопасности. Следующая после Розы Долины станция — Роза Плато, где расположена горная олимпийская деревня. В память о прошедшей в 2014 году Олимпиаде каждый балкон украшен флагом той страны, чей представитель жил здесь два года назад. Еще тут расположены детские клубы и учебные трассы. По пути к следующей станции — Заповедный Лес — открываются виды на заснеженные вершины и горнолыжные олимпийские спуски. Чуть выше расположился самый высокий в стране веревочный парк развлечений Панда-парк. А еще выше — Роза пик (2300 м) со смотровой площадкой, откуда открываются потрясающие виды. Будьте готовы, что на пике градусов на 5–7 холоднее, чем в долине. Здесь же находятся смотровая площадка и самый «высокогорный» в России ресторан, который так и называется «Высота». «Воду и электричество тянули 2000 метров», — с гордостью рассказывают его сотрудники. Понятно, что все эти расходы заложены в цены на еду и напитки. Так что, если вам не грозит обморожение и вы не умираете от голода и жажды, лучше спуститься в долину. В Розе Долине, кстати, кроме променада вдоль речки есть и горные тропы здоровья, курортно-этнографический центр «Моя Россия». Полюбовавшись на всю эту красоту, назад в Сочи можно вернуться вечерней «Ласточкой» или на автобусе № 105. Билет на автобус стоит гораздо дешевле — от 100 до 170 рублей, но в отличие от поезда, он заезжает во все поселки Красной Поляны, поэтому ехать до Сочи вы будете часа два.

По Олимпийскому парку на электрокаре

Еще одно место, где обязательно нужно побывать, — Олимпийский парк. От Сочи до Имеретинской долины, где расположился один из главных олимпийских объектов прибрежного кластера, можно добраться на «Ласточке» (стоимость билета 142 рубля) или на автобусе (стоимость 80 рублей). Здесь расположены стадион «Фишт», ледовый дворец спорта «Айсберг», малая ледовая арена «Шайба», крытый конькобежный центр «Адлер-Арена», арена для керлинга «Ледяной куб». В ледовых дворцах проводятся чемпионаты по хоккею и фигурному катанию. Но когда соревнований нет, в парке немноголюдно и довольно уныло. В дождливую погоду лучше всего воспользоваться услугами гида-водителя электрокара. За 300 рублей с человека он провезет вас по всем объектам (расстояния тут немаленькие), расскажет о каждом и поможет сделать селфи на фоне олимпийской чаши и доски почета с именами всех участников Олимпиады-2014. На территории Олимпийского парка немало интересных музеев: электрический музей Николы Тесла, музей Олимпиады и другие. Единственный минус — кредитные карты в музеях не принимают, гиды тоже шарахаются от них как от чумы (в Сочи вообще не любят кредитные карты), а банкоматов в огромном парке, вмещающем 100 тыс. человек, почему-то нет. Единственный банкомат Сбербанка установлен в холле отеля «Богатырь» (рядом с парком аттракционов). Если не запаслись наличкой, то вам туда прямая дорога. Рядом с «Богатырем» находится остановка 125-го автобуса. Так что если нет желания возвращаться на железнодорожную станцию, то в Сочи можете уехать на нем.

В Сочи еще много интересного — и зона экстрим-развлечений «Скайпарк» с самым длинным в мире подвесным мостом, а Адлерский океанариум, где можно покормить карпов, и расположенное недалеко от Красной Поляны форелевое хозяйство. У Сочи есть все для того, чтобы стать всесезонным курортом, но, судя по отзывам туристов, не всегда эти ресурсы используются рацио­нально. «Чаще всего туристы, побывавшие в Сочи, жалуются на несоответствие пропорции «цена — качество» и низкий уровень сервиса, — отмечает Дмитрий Давыденко, президент правления «Клуба защиты прав туриста». — В условиях отсутствия конкуренции бизнесменам, которые предоставляют туристические услуги в Сочи, нет смысла что-то улучшать — и так народ к ним приедет». Но специалисты туристического рынка отмечают, что популярным курорт считается тогда, когда отдыхающие стремятся туда вернуться. Сколько россиян приехали в послеолимпийский Сочи из любопытства и сколько готовы назвать его любимым местом отдыха — покажет будущий сезон.

 Сегодня многие наши соотечественники переориентировались на внутренний туристический рынок. Только в прошлом году рост внутреннего туризма составил 30%. Отчасти это связано с девальвацией рубля и нездоровой внешней обстановкой. И тем не менее мы можем говорить об импортозамещении в сфере туризма. При этом очевидно, что есть проб­лемы с сервисом и качеством оказанных услуг. Сейчас в Госдуме готовится законопроект, который классифицирует туристические услуги в зависимости от качества и объема. Если отелю присваивают пять звезд, то он должен соответствовать международным стандартам. Если это хостел, то он расположен в помещении, соответствующем санитарным нормам, а не в приспособленной под гостиницу квартире. Также должны быть сертифицированы услуги экскурсоводов, гидов, проводников и инструкторов. В начале марта мы планируем рассмотреть этот закон в первом чтении и принять его в весеннюю сессию.
Анатолий Аксаков, депутат ГД РФ, член координационного совета при правительстве РФ по развитию внутреннего и въездного туризма

Импортозамещения в сфере туризма у нас не будет до тех пор, пока отечественный туристский бизнес не осознает, что надо не просто делать деньги, а честно зарабатывать. Не стоит надеяться на то, что туристы все равно приедут, несмотря на дорогие цены и отсутствующий сервис. Да, Турция и Египет закрыты, но есть другие направления, где хорошо и комфортно отдыхать. Именно поэтому Сочи пока не стал всесезонным курортом. Этот курорт изначально ориентировался на среднего клиента, в местные санатории приезжали люди по бесплатным путевкам. Но сейчас отдых в Сочи сильно подорожал, а сервис для фешенебельного курорта недотягивает. Исправить ситуацию можно, если все участники туристического рынка договорятся и снизят цены, а не будут ждать субсидий от государства. Тут ведь простая арифметика: чем больше туристов приедет, тем больше в совокупности доход и выше заработок.
Михаил Морозов, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова

Известия // пятница, 12 февраля 2016 года

Горы, море, наследие олимпиады

Горы, море, наследие олимпиадыСпособен ли Сочи выполнить программу импортозамещения в сфере туризма?

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке