Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
29 сентября
2016 года

Больше чем политика

Писатель Платон Беседин – о голубе мира, явленном миру патриархом и папой в Гаване

Произошла встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска, которые через умы, через сердца паствы мощно влияют на основы миропорядка. Казалось бы, столь историческое событие должно было пройти в более торжественной обстановке и место можно было бы выбрать более значительное — Москву, Рим или, например, Дамаск. Но нет — встречу патриарха и папы оформили как состоявшуюся между делом. 

Однако в этой ситуации с видимой легкостью встречи есть меж тем свой скрытый контекст — ведь это начало. А начало должно быть легким, но уверенным. Начало, которое меж тем готовили долго и тщательно. Будут и последующие встречи, будет сотрудничество. И на политическом уровне тоже. Не случайно Владимир Путин уже не раз встречался с папой Франциском.

Перед лицом единой угрозы — агрессии радикалов, сатанизма, фашистской догматики — христиане решили объединиться. И первые слова папы, сказанные им на кубинской встрече, тут весьма показательны. «Наконец-то», — произнес он.

В 1965 году папа Павел VI и вселенский патриарх Афинагор обоюдно сняли друг с друга анафемы, однако с тех пор разделение между церквями не было преодолено, более того, как, к примеру, на Украине, подчас носило воинственный характер. И само христианство в целом пошатнулось, получило серьезный урон. Сменилась матрица мира — он перестал быть христианским.

Сами же христиане, как и много веков назад, подверглись гонениям. Их уничтожают физически, прессуют морально. Выкорчевывают христианские ценности, разрушают христианские святыни, извращают христианские символы — делают агрессивно-показательный грех нормой. 

Патриарх и папа выступили с исторической декларацией, которая должна стать основой будущего христианского сотрудничества. В ней, в частности, говорится о незамедлительном начале борьбы мирового сообщества против вытеснения и истребления христиан на Ближнем Востоке. И это несомненный посыл европейским странам, а также США.

Однако если в Ираке и Сирии сталкиваются разные цивилизации, разные религии, то на Украине идет битва внутри изначально единой христианской религии, а Днепр становится границей, фронтовой линией — физически и метафизически — Востока и Запада.

С обретения Украиной независимости в 1991 году религия использовалась здесь как ключевой элемент большой политической игры, как инструмент раскола и вместе с тем переформатирования всей нации. «Религия и язык — только за них и держись», — писал критик Лев Пирогов, и это действительно так. Разбить религиозно-языковое единство — значит уничтожить идентичность человека, его цивилизационный код.

На Украине же, с одной стороны, произошел конфликт внутри Православной церкви, когда раскольник Филарет создал УПЦ Киевского патриархата, с другой — греко-католики начали активные действия по расхищению православных епархий, по обращению людей другой веры в свою, по преследованию иноверцев. С первыми днями Евромайдана ситуация стала критической. Униаты активно поддержали протестные настроения, их священники вели службы на главной площади страны, а некоторые даже благословляли паству на вооруженное противостояние. Зачастую всё это сопровождалось агрессивной русофобской риторикой. В свою очередь, многие православные Московского патриархата заняли противоположную позицию.

Напомню также, что незадолго до начала Евромайдана в ПАСЕ было озвучено обращение украинских религиозных организаций с просьбой к России не мешать Украине идти выбранным европейским путем. Первой на обращении стояла подпись раскольника Филарета, а далее шла подпись митрополита Владимира из Московского патриархата, до этого подчеркивающего тесную духовную и культурно-историческую связь с Москвой. Поступок Владимира, тогда уже тяжело больного (вскоре он умер), вызвал негодование среди православной братии Украины. Открыто его выразили в Свято-Успенском монастыре Донецкой епархии, где поступок митрополита сравнили с поступком Ивана Мазепы и назвали его плацдармом для создания автокефальной церкви.

После же победы Евромайдана на Украине начались гонения на православных священников Московского патриархата. Многие из них были вынуждены спешно покинуть страну. Религия стала инструментом политической игры. И бойня, идущая сегодня в Донбассе, прежде всего является следствием произошедшего религиозного и цивилизационного раскола, преодолеть или как минимум сгладить который можно не только политическими, но и во многом духовно-религиозными решениями.

Безусловно, патриарх и папа прекрасно понимали это, оттого в декларации, принятой ими в Гаване, в частности, сказано: «Мы скорбим о противостоянии на Украине, унесшем уже множество жизней, причинившем бесчисленные страдания мирным жителям, ввергнувшем общество в глубокий и экономический, и гуманитарный кризис. Призываем все стороны конфликта к благоразумию, общественной солидарности и деятельному миротворчеству. Призываем наши церкви на Украине трудиться для достижения общественного согласия, воздерживаться от участия в противоборстве и не поддерживать дальнейшее развитие конфликта». Также прозвучали слова о преодолении существующего раскола между церквями на основе существующих канонических норм, и ключевое слово здесь — «канонических».

Обращение патриарха и папы относительно Украины полностью соответствует духу их встречи, где главенствует идея объединения, братства не только церквей, но и всех христиан мира, жестко осуждается политика секуляризации и метод «униатизма». 

Состоявшаяся в Гаване встреча имеет колоссальное значение для всего мира, она есть основа будущего христианского мироустройства. Для Украины же она может стать не просто стимулом, но директивой к примирению враждующих сторон, к улучшению российско-украинских отношений, которые, безусловно, зашли в тупик не только в политических и социально-экономических аспектах, но и прежде всего в духовных основах. Пролито слишком много крови, сказано слишком много резкостей и даже мерзостей. Граница разделения прошла через человеческие сердца и души. Поэтому исправить ситуацию только политическими методами здесь вряд ли возможно. Необходимо лечить, примирять через глубинные, духовно-религиозные инициативы.

В Гаване патриарх Кирилл и папа Франциск явили голубя мира. Долгожданный знак.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Известия // суббота, 13 февраля 2016 года

Больше чем политика

Больше чем политикаПисатель Платон Беседин – о голубе мира, явленном миру патриархом и папой в Гаване

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке