Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Мир
Литва закупит за €20 млн боеприпасы для Украины
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Армия
ВС РФ поразили предприятия ВПК и инфраструктуру военных аэродромов Украины
Мир
Лавров посоветовал Азии «перетерпеть» Каю Каллас на посту главы евродипломатии
Мир
В Южной Корее произошел обвал при строительстве тоннеля метро
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes

ЕС пришлось отменить санкции против Белоруссии

Политолог Кирилл Коктыш — о причинах и следствиях потепления отношений между Брюсселем и Минском
108
Выделить главное
Вкл
Выкл

Решение ЕС отменить хотя бы часть санкций в отношении Белоруссии назрело давно. Можно назвать минимум четыре обстоятельства, вынудивших европейские власти к этому шагу.

Во-первых, это ситуация вокруг Украины. Утверждать, что белорусский режим авторитарный, а киевский — демократический, уже невозможно. Противоречивость такого подхода очевидна даже для европейского избирателя, не особо интересующегося Восточной Европой.

На фоне украинского режима, на фоне того, что продемонстрировала Украина, белорусский режим выглядит абсолютно «вегетарианским». При этом Евросоюз до сих пор вынужден из политических соображений квалифицировать украинский режим как демократию. И в этом плане продолжение давления на Белоруссию подрывало бы все доверие к политике Евросоюза в Восточной Европе.

С этим необходимо было считаться. Президентские выборы в Белоруссии показали, что популярность проевропейских трендов сильно упала. Если до украинского майдана европейские ценности пользовались среди населения существенной поддержкой, то разочарование, вызванное самим майданом и событиями после майдана, оказалось для этих ценностей крайне разрушительным. Поэтому ЕС ничего не оставалось, как поменять инструмент на более разумный и продемонстрировать, что восточноевропейская политика Евросоюза все-таки может существовать.

Во-вторых, в ЕС, судя по всему, осознали, что попытки изоляции Белоруссии привели к результату, прямо противоположному тому, на который были рассчитаны. Период санкций сформировал в Белоруссии национально ориентированную элиту. Невозможность хранить средства за рубежом и необходимость обеспечить их сохранность дома создали у белорусской элиты потребность обустройства своего домашнего пространства. Поэтому результатом санкций стало появление не прозападных, на что, собственно, и делался расчет, а пробелорусских элит, которые хорошо знают, что за пределами Белоруссии может быть опасно, а значит, нужно обустраивать родную территорию.

Третий фактор можно условно назвать «минская площадка».

Возникает нелепая ситуация, когда Меркель, Олланд, равно как и бывшая еврокомиссар по иностранным делам Кэтрин Эштон приезжают в Минск на переговоры по урегулированию кризиса на Украине, жмут руку Лукашенко, а власти ЕС продолжают утверждать, что Лукашенко — «нерукопожатный» диктатор.

И четвертый фактор — провал проекта «Восточное партнерство», что не так давно констатировал министр иностранных дел Польши.

Таким образом, когда все альтернативы — экономическое давление и «Восточное партнерство» — приказали долго жить, а противоречия собственной политики стали вопиющими, у Европы не осталось другого варианта, кроме как отменить санкции в отношении Белоруссии.

Теперь в результате отмены санкций в политике Минска могут возникнуть два новых вектора.

Наиболее интересным и прагматичным из них представляется вектор экономический. Дело в том, что большое количество европейских субъектов, до недавнего времени присутствовавших на российском рынке, но покинувших его из-за режима экономических санкций, сейчас с болью и с горечью наблюдают, как их долю рынка забирает Китай.

Если прежде товарооборот между Россией и ЕС составлял порядка €450 млрд, то теперь, в результате санкций, он снизился до €235 млрд — почти на €120 млрд.

Это те европейские товары, которые утратили свои ниши на российском рынке и в той или иной степени замещаются китайскими. Такие масштабные потери вынуждают европейских производителей, и в первую очередь, немецких, задуматься о возможности переноса производства: если нельзя присутствовать в России, это не значит, что нельзя присутствовать в Белоруссии. А тот факт, что Белоруссия является членом того же Евразийского союза, обеспечивает им доступ к российскому рынку.

Такой сценарий позволил бы Белоруссии компенсировать убытки, сформировавшиеся из-за падения цен на нефть и из-за девальвации рубля и остальных постсоветских валют. Наиболее конструктивным путем, от которого выиграли бы все стороны процесса, стала бы релокация производств.

Другой вектор, который оказался бы крайне интересным, — это реализация региональных устремлений Минска. Речь о том, что минская площадка могла бы заместить собой провалившееся «Восточное партнерство». Конечно, это потребует серьезных переговорных усилий в первую очередь с Москвой и странами Восточной Европы, во вторую очередь — с Евросоюзом. Но если между Москвой и Минском выстроится такая степень доверия, которая позволит говорить о поддержке Москвой региональных амбиций белорусского руководства, то от этого тоже выиграли бы все участники, так как запрос на региональное восточно-европейское объединение, конечно же, существует.

Что же касается вероятности серьезного политического сближения между Брюсселем и Минском, этот сценарий представляется маловероятным, и не только потому, что у ЕС нет на это ни денег, ни готовности. Главная причина состоит в том, что общественный запрос на это сближение в Белоруссии минимален. И в этом плане белорусская власть, которая достаточно чутко снимает и чувствует народные ожидания, будет действовать в том же векторе. Поведение Европы в отношении Украины, когда ЕС никоим образом не компенсирует украинские убытки, и даже не пробует это делать, естественно, вызывает стойкое разочарование и в ЕС, и в европейских ценностях.

Автор — доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением