Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
27 мая
2016 года

Альфа-банк признан самым назойливым, а «Сбер» — самым тактичным

Общественники составили рейтинг самых агрессивных банков на основании жалоб их клиентов на звонки и SMS за 2015 год

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

Когда банк предлагает кредит «под самый выгодный процент», он кажется «белым и пушистым». Но если клиент по какой-то причине перестает платить по счетам, финансовое учреждение тут становится назойливым и беспощадным. Центр мобильной безопасности и определитель номеров NumВuster! и общественный проект «Россия без долгов» составили рейтинг самых агрессивных банков, атакующих своих клиентов звонками и SMS. За 2015 год сервисом NumВuster! было заблокировано более 31 млн звонков и почти 114 млн SMS с требованиями банков и угрозами коллекторских агентств. Для выделения экономически активных жителей крупных и средних и крупных городов, в расчет брались совершеннолетние владельцы смартфонов стоимостью от 10 тыс. рублей. 

Результаты аналитического отчета активности пользователей сервиса определителя номеров в полной мере демонстрируют крайнюю агрессивность ряда финансовых структур по выбиванию долгов. 

Первое место в рейтинге 20 назойливых банков и коллекторских агентств, действующих от их имени, занял Альфа-банк (10,5%). Вторая строчка в этом черном списке досталась банку «Тинькофф» (10,03%), а третья — «Русскому стандарту». В пятерку также попали «Хоум Кредит» и АйМаниБанк. Эти учреждения причислили к «назойливым» из-за наиболее интенсивных звонков своим клиентам с напоминанием о просроченной задолженности.  

Но, как оказалось, назойливость — не самое страшное, что можно было ожидать от банков. Финорганизации и нанятые ими коллекторские агентства с наиболее раздражающим и бестактным поведением попали в отдельный рейтинг — самых беспощадных банков. Первая строчка из десяти здесь досталась СКБ-банку, на втором месте снова оказался «Тинькофф», а замкнул тройку «Русский стандарт». Все они оказались самыми агрессивными взыскателями долгов, не исключено, что действовали они не без помощи «черных коллекторов».  

В противовес двум негативным рейтингам был выделен и топ-5 «уважительных» и «тактичных» банков, которые по отзывам должников могут похвастаться самыми эффективными и цивилизованными службами взыскания. Здесь лидером стал Сбербанк России.  

Аналитический отчет также показал, что 2015 год стал годом пандемии звонков от коллекторских агентств и банков людям, не имеющим отношения к взыскиваемым кредитам. Чаще всего это происходит по вине сотовых операторов связи, когда телефонные номера продаются новым владельцам без очистки истории.  

Эта проблема привела к созданию еще одного рейтинга — банков с наибольшим количеством ошибок в базах данных контактов заемщиков. Первое место здесь досталось СКБ-банку, второе занял «Тинькофф», а третье — Сбербанк России.  

Исполнительный директор компании NumBuster! Евгений Гнутиков отметил, что данный некоммерческий проект работает уже 3 года как определитель номеров и блокировщик нежелательных номеров и отправителей SMS. Со временем выяснилось, что основное количество пользователей сервиса — должники банков.

— В результате мы получили самую большую статистику по банкам и представляющим их интересы коллекторским агентствам. В системе можно оставить комментарий к таким телефонным номерам — как положительный, так и отрицательный, а также заблокировать номер. В дальнейшем если с этого же номера человеку, у которого стоит приложение, поступает звонок, он уже видит отзыв и оценку, а также вероятное имя или название организации. Соответственно, он может сразу сбросить вызов и не тратить время на общение. Это помогает избежать общения с телефонными мошенниками и всевозможными схемами по обману людей, — отметил Евгений Гнутиков.

По его словам, задача сервиса — вовсе не помогать должникам банков не платить по обязательствам, а предоставить пользователям право знать, кто звонит с незнакомого номера.  

Он также отметил, что по сравнению с прошлым годом количество «назойливых» банков выросло, что, вероятнее всего, связано с кризисом. Именно возросшая активность определенных банков по привлечению коллекторских агентств и стала причиной подготовки отчета. 

Руководитель проекта «Россия без долгов», активист проекта ОП РФ «Перспектива» Денис Калугин назвал еще одну причину создания таких рейтингов. По его словам, сегодня российское законодательство никак не ограничивает количество звонков от банков и коллекторских агентств. 

— Я испытал на себе давление банков, которые звонили до 40 раз в день. Считаю, что когда тебе напоминает о задолженности хотя бы 3–5 раз в день звонком или SMS, это можно считать приемлемым. Всё, что сверх того, — это уже психологическое воздействие на заемщика. Сейчас рассматривается несколько законопроектов, в том числе о защите прав заемщиков при осуществлении процедуры взыскания просроченной задолженности. Надеюсь, что статистика, которая вошла в наш рейтинг, станет наглядной демонстрацией того, как не нужно делать. Полагаю, что эти цифры покажут, что необходимо ввести четкие и внятные ограничения на количество звонков. Кстати, они в европейском законодательстве они существуют — там есть понятие «лишние звонки», — отметил руководитель проекта «Россия без долгов».  

Год назад Калугин предлагал ограничить банки двумя «тревожными» звонками в день, однако ни банковское сообщество, ни госорганы тогда эту идею не поддержали. По его мнению, данная статистика — дополнительный шаг к тому, чтобы включить в новый законопроект ограничение допустимости воздействия на заемщика посредством звонков. 

— Если человек три раза подряд не снял трубку, скорее всего, не снимет ее и дальше. Тогда какой смысл оказывать такое давление? Мы хотим, во-первых, повлиять на сознательность банков, заставить их признать, что они превышают все допустимые рамки приличия, а во-вторых, все-таки включить данную норму в новый законопроект о защите прав заемщиков. В любом случае следует найти какую-то грань, — добавил общественник. 

Сами банки не считают себя агрессорами. 

Как рассказали в пресс-службе Альфа-банка, учреждение осуществляет звонки клиентам в двух случаях: или информируя о предложениях банка и возможностях, которыми может воспользоваться клиент, или напоминая о просроченной задолженности.  

— Большинство клиентов-заемщиков нашего банка платят вовремя. Клиентам, которые задерживают оплату по кредитам, представители банка звонят, чтобы помочь вернуться в график платежей, оповещают о том, что оплата не поступила. В большинстве случаев это происходит просто из-за забывчивости клиентов. Работа с долгами ведется на ранних этапах просроченной задолженности. В итоге более 94% клиентов, имеющих задолженность по кредиту перед банком, возвращают ее на ранних стадиях просрочки, – отметили в пресс-службе Альфа-банка.  

В пресс-службе банка «Хоум Кредит» отметили, что банк действительно действительно достаточно интенсивно контактирует с клиентами, «попавшими в просрочку». 

— Наша практика показывает, что многие люди просто забывают вовремя произвести платеж по кредиту. Благодаря звонку из банка они вспоминают о своих обязательствах и возвращаются в текущий график платежей. Людям, которые недавно перестали платить, мы предлагаем снизить сумму ежемесячного платежа за счет увеличения срока кредита. Это дает им время, чтобы поправить свое материальное положение, например, найти новую работу. И после этого они возвращаются в нормальный график платежей, — отметили в пресс-службе банка. 

В Государственную думу внесен законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов». Документ регламентирует работу взыскателей и коллекторских агентств и должен защитить население от излишнего давления с их стороны. Проект закона внесли председатели обеих палат российского парламента Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин. 

Известия // пятница, 26 февраля 2016 года

Альфа-банк признан самым назойливым, а «Сбер» — самым тактичным

Альфа-банк признан самым назойливым, а «Сбер» — самым тактичнымОбщественники составили рейтинг самых агрессивных банков на основании жалоб их клиентов на звонки и SMS за 2015 год

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке