Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
29 июля
2016 года

Банки уходят в digital

Крупнейшие российские банки делают ставку на развитие удаленных сервисов

Фото со страницы на сайте facebook.com/NearFieldCommunicationNFC

Крупнейшие частные банки, среди которых СМП Банк, банк «Открытие», Росбанк, Бинбанк, МДМ Банк в 2016 году предоставят клиентам возможность оплаты товаров/услуг со смартфонов с помощью технологии NFC. Об этом «Известиям» сообщили в кредитных организациях. Другие участники топ-30 по активам заверили, что приоритет для инвестиций на ближайшие 2 года — интернет- и мобильный банк.

Технология NFC (Near Field Communication —«коммуникация ближнего поля») превращает мобильный телефон в виртуальную банковскую карту. Чтобы оплатить покупку, смартфон прикладывается к терминалу, сумма покупки списывается с банковской карты клиента. Так же происходит оплата по картам с бесконтактной технологией Visa PayWave и MasterCard PayPass. NFC-чипами в России оснащены смартфоны на базе операционной системы Android, а также Iphone 6 и Iphone 6 plus от Apple на базе IOS.

В России NFC-модуль в iPhone пока бесполезен: он функционирует только в платежной системе Apple Pay, которая работает лишь в США. Сроков ее появления в России Apple не называет. Смартфоны с поддержкой NFC вдвое дороже обычных. По данным J'son & Partners Consulting, средняя стоимость смартфона с модулем NFC составляет 17 тыс. рублей, обычного — чуть более 8 тыс. В 2014 году, по оценкам компании, телефоны с NFC-чипами занимали 17% от всех смартфонов, продаваемых в РФ (данные за прошлый год еще не подведены).

Разговоры о технологии NFC ведутся в России по крайней мере 5 лет, однако до сих пор крупнейшие банки не решались активно ее использовать. Первыми тестировать технологию NFC в России начали Альфа-банк и ТКС-банк в 2015 году. Альфа-банк не ответил на запрос «Известий». В ТКС-банке уточнили, что функция работает в мобильном приложении с конца 2015 года. А вот, например, Московский кредитный банк и Промсвязьбанк пока не собираются внедрять NFC (первый сосредоточится на картах с бесконтактной оплатой; второй ждет роста числа обладателей смартфонов с модулями NFC).

В январе 2016 года президент Сбербанка Герман Греф заявил, что нефтяная эра осталась в прошлом и крупнейший российский банк собирается увеличить инвестиции в IT. Расходы Сбербанка на IT в 2014 году составили около 65 млрд рублей, в 2015 году они выросли на треть.

Сейчас на фоне девальвации рубля и вытеснения наличных расчетов безналичными инвестиции в «железо» не окупаются. По последним данным Федеральной таможенной службы, импорт банкоматов за 11 месяцев 2015 года составил 4453 штуки (на сумму $48,9 млн). За аналогичный период 2014 года был ввезен 10 481 аппарат (на $121 млн).

— Если в 2008 году доля операций по оплате товаров и услуг, совершенных на территории России с использованием платежных карт, составила всего 8,0%, а остальные 92,0% пришлись на операции по снятию наличных денежных средств, то за девять месяцев 2015 года доля операций по оплате товаров и услуг выросла почти в четыре раза — до 31,5%, — говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

Кроме того, происходит постепенное насыщение рынка, особенно в больших городах, банкоматами, что способствует снижению спроса на них. В настоящее время в России один банкомат или платежный терминал приходится на 700 человек, тогда как на 1 октября 2008 года этот показатель был почти в три раз выше и составлял 1,9 тыс. человек на один банкомат или платежный терминал.

— Пользовательская суть диджитализации — это скорость, прозрачность процессов и простота взаимодействия. Это комфортно для клиентов, полезно и выгодно для банков, у которых сокращаются административно-хозяйственные расходы, — отмечает директор департамента по стратегии и маркетингу СМП Банка Алексей Илющенко. — Постепенно АТМ и терминалы будут уходить на периферию, отделения будут заниматься сложными продуктами или станут местом для проведения различных мероприятий с клиентами, всё меньше выполняя рутинные операции. Уже сегодня во многих школах доски с мелками заменили интерактивными экранами, и если банки не станут плотно дружить с «цифрой», то с банками вряд ли станет дружить подрастающее поколение. Они просто не поймут «доцифрового» взаимодействия. При наличии технологических лидеров, сделавших изначально ставку на digital, некоторое время традиционные банки будут в состоянии догоняющих и отстающих. И, вероятно, не все выдержат такое давление.

По словам старшего вице-президента банка «Открытие», директора по digital Алексея Круглова, часть клиентов уже принципиально не хочет ходить в отделения — они не видят в этом никакой необходимости или ценности для себя.

— Чтобы удержать такую категорию клиентов, необходимо адекватное предложение. С точки зрения стоимости инфраструктуры digital тоже намного привлекательнее, чем традиционный розничный банкинг с его затратами, например, на отделения. А все риски на самом деле связаны с тем, что можно просто не успеть. Технологии и конкуренты ускоряются, клиенты хотят совершенно других возможностей, не тех, что вчера. Это дух времени — он требует определенных подходов к управлению банковским бизнесом в эпоху digital. Полагаю, не пройдет и пары лет, как банки окончательно поделятся на тех, кто соответствует этому времени, и всех остальных, — считает Круглов.

Впрочем, Алексей Илющенко уверен, что процесс перевода клиентов в digital не будет простым: банкам придется менять многие бизнес-процессы, вырастут требования к кадрам, увеличатся инвестиции в IT, возникнет прямая конкуренция между digital-каналами и традиционными каналами, повысятся требования к качеству обслуживания клиентов. 

— Для клиентов в диджитализации при работе с банками вырастут риски кибермошенничества, в некоторых случаях придется столкнуться с непроработкой интерфейсов, запутанностью пользовательских сценариев. Технические сбои на стороне банков будут напрямую влиять на доступность банковским сервисов, — указывает эксперт.

По словам Кирилла Свириденко, гендиректора процессинговой компании «МультиКарта» (дочерняя структура банка ВТБ), главная сложность при внедрении NFC состоит в том, что сейчас немногие торгово-сервисные предприятия оснащены необходимым оборудованием.

— Если в крупных городах люди постепенно привыкают пользоваться картами и электронными деньгами, то население в регионах по-прежнему получает заработную плату наличными в кассе или обналичивает свои зарплатные карты в банкомате в день поступления. Должны пройти годы, прежде чем эта ситуация изменится, — указали в ГК Qiwi.


Известия // пятница, 26 февраля 2016 года

Банки уходят в digital

Банки уходят в digitalКрупнейшие российские банки делают ставку на развитие удаленных сервисов

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке