Не стало актрисы Натальи Крачковской

«И тебя вылечат, и тебя вылечат... и меня вылечат»... Народная любимица, заслуженная артистка Наталья Крачковская ошиблась. Ее не вылечили. Не спасли. Утром 3 марта Натальи Крачковской не стало.
Сердце артистки, полгода назад уже перенесшее инфаркт, пыталась спасти бригада врачей Первой градской больницы. Но безуспешно.
Муж называл ее ста килограммами счастья, режиссеры — королевой комедийного эпизода. Для зрителей она осталась лучшей мадам Грицацуевой. Крачковская в советском кинематографе была одна. Ее талант разглядел Леонид Гайдай. На роль «женщины необъятных размеров с арбузными грудями» претендовали и Волчек, и Мордюкова. Но режиссер медлил. Тогда звукорежиссер Владимир Крачковский предложил на роль свою жену.
К тому времени Крачковская уже снялась в восьми фильмах, но небольшие эпизодические роли не принесли ей известности. А вот роль мадам Грицацуевой стала или клеймом, или знаком пробы. «Что бы там ни было, я знаю, что я была лучшей Грицацуевой», — без ложной скромности говорила она.
Кстати, в знаменитом эпизоде беготни с воплями: «Товарищ Бендер!» Крачковская снималась сама, без дублеров, легко перемахивая через ступеньки — главного врага полных женщин. Говорит, что так легко сумела преодолеть пролеты, потому что в детстве много занималась балетом. В это трудно поверить, но Наталья — ребенок войны — была худенькой девочкой, много лет и небезуспешно занималась балетом. Как признается сама, раскормила ее уже позже тбилисская бабушка.
— Скажите, вам когда-нибудь приходила мысль похудеть? — спрашивали Крачковскую журналисты.
— Конечно, приходила! И тут же уходила! — гордо отвечала актриса и заливалась смехом.
Она до самого последнего оставалась хохотушкой, хотя сказать, что ее жизнь очень к тому располагала, нельзя. Военное детство, полное лишений. Смерть горячо любимого отца. Он погиб в ноябре 1945-го, когда официально война уже закончилась. Нелюбимый отчим, из-за которого Наталья уйдет из дома. Крушение надежд, когда ее, студентку-первокурсницу ВГИКА, собьет на улице машина и она вынуждена будет забрать документы. Слепота — к счастью, временная, — болезни, участившиеся в последние годы.
— Я человек выше средней упитанности. Проще говоря, толстушка. Но зато я хохотушка, я незлая и со мной нормально, удобно и комфортно, — говорила она про себя.
Друзья и коллеги говорят, что Крачковская была удивительно органична. Не комплексовала по поводу своего внешнего вида, была окружена мужчинами и, как признавалась сама, была в силах увести мужчину у самой красивой женщины.
Однако любовь у нее была одна — невысокого роста лысоватый звукорежиссер Владимир Крачковский. Они познакомились на съемках, где Владимир вместо цветов и конфет охмурял будущую спутницу жизни ежеутренним стаканом сметаны, свежей булочкой, творогом и вареным яйцом. Стучался в дверь общежития, просил: «Передайте Наташе».
— В общем, знал, что цветами меня не возьмешь, — смеялась Крачковская.
С Крачковским они жили душа в душу. Ему нравилось, что его Наташа буквально из ничего сумеет сварганить стол. Он гасил ее гнев задушевным вопросом: «Покричала? А есть-то когда будем?». Он никогда не ревновал к славе. Разве что с ребенком — маленьким Васей — гулять не ходил. Крачковская уже позже поняла, что 40-летний Владимир стеснялся своего позднего отцовства.
Он был старше ее на 15 лет, а ушел — на 30 лет раньше.
Во время съемок фильма «Дубровский» у Крачковской заболело сердце. Она отпросилась, побежала домой, купив по дороги баночку ягод для Володи. Дверь открыл сын. Взял сумки из рук.
— Осторожно, там в банке ягоды для папы, — сказала Наталья.
— Папы нет, — ответил Вася.
Она хотела навсегда уйти в монастырь, но спасла работа. Для съемок «Пышки» ее увезли в Ригу и нагружали едва ли не больше, чем остальных актеров, не делая поблажек ни в чем. Но все 30 лет после смерти мужа она всякий раз заливалась слезами, вспоминая его. Они разговаривали во сне. Она просила его забрать ее с собой.
— Еще не время, — ответил Владимир.
Треть века она прожила без него. Научилась просто, мудро жить и радоваться жизни.
— Я встаю рано, старики ведь все встают рано. Но я успеваю увидеть проснувшееся солнце. Может быть, потом его не будет весь день, но я его смогла увидеть.
Полгода назад врачи с трудом вернули заслуженную артистку России к жизни. «Вытащили за хвостик», — признавался кардиолог Алексей Свет.
Сегодня повторить врачебный подвиг не удалось.
Она не говорила, что не боится смерти: «Смерти боятся все. Но если она придет — я не буду сопротивляться. Уйду без обиды, потому что жизнь я прожила хорошую».
Светлая память, Наталья Леонидовна.
«Ниша Крачковской никогда не будет занята»
О том, что значила актирса для российского кино, "Известиям" рассказал киновед, профессор Кирилл Разлогов
Есть очень популярные актеры, которых не помнят по фамилиям, но помнят в лицо. Крачковская была именно такой. Она сыграла много ролей, в основном эпизодических, второго плана. Но это была одна из самых ярких фигур 1960 -1990 годов. В последнее время она снималась значительно меньше, и была, к сожалению, полузабыта. Сейчас, надеюсь, телевидение вновь покажет ее работы, и молодое поколение, которое не застало годы ее славы, познакомится с этим абсолютно незаурядным талантом, который заключался не только в характерной внешности.
Многие актеры ограничиваются этим, эксплуатируя свои внешние данные. Она же каждый раз пыталась создать характер и запоминалась не тем, что опять появилась на экране, а тем, что появилась в определенном образе. Среди ее картин есть крупные – «Иван Васильевич меняет профессию», «Человек с бульвара капуцинов», есть проходные, но во многих из них она сыграла самые запоминающиеся роли.
Я очень люблю «Человека с бульвара Капуцинов», не только из-за Крачковской, но по совокупности — лучше этой картины Алла Сурикова уже не сделала. А Крачковская сыграла там как великая актриса в великом фильме. Актеры, подобные Крачковской Пуговкину или Крамарову, как правило, не имеют преемников. Равновеликую Крачковской актрису я назвать не могу. Ниша ее свободна и может быть вообще никогда не будет занята.