Отец и сын Кранахи в ГМИИ имени Пушкина

Впервые Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет моновыставку отца и сына Кранахов «Между Ренессансом и маньеризмом».
Выставка приурочена к международному проекту. В прошлом году Лукасу Кранаху Младшему исполнилось полтысячи лет (1515–1586), и в честь юбилея во всем мире открывались выставки Кранахов. Благо наследие отца и сына огромно и распределено по главным музеям мира.
До недавнего времени считалось, что самым важным из семьи Кранахов был Лукас Кранах Старший (1472–1553). Именно он основал художественную династию, был другом и сторонником Мартина Лютера и наряду с Альбрехтом Дюрером слыл одним из величайших художников североевропейского Ренессанса. Однако полутысячелетний юбилей его сына заставил искусствоведов внимательнее приглядеться к работам Младшего и сделать к его дню рождения подарок. Если раньше Лукас Младший считался всего лишь тенью гениального отца, то теперь художник вышел из сумрака и занял почетное место рядом со Старшим.
— Задача этой выставки — показать объемы отечественной коллекции, — рассказал «Известиям» куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров Вадим Садков. — В России сосредоточено немалое количество работ Кранахов. Впервые все они соберутся в залах ГМИИ: это картины из ГМИИ имени Пушкина, из Эрмитажа, очень редко выставляющиеся работы из Нижегородского музея и несколько вещей из частных коллекций.
Помимо полотен из отечественных собраний, в Россию приедут картины из Мадрида, Будапешта, Праги, а также возвращенные полотна Кранахов, которые в 1955 году Советский Союз передал Германии. Таким образом, все Кранахи, имеющие отношение к нашей стране, соберутся вместе.
Посетители выставки, конечно, будут удивлены. Таких субтильных дам с широко расставленными глазами, выразительными скулами и узким подбородком мы привыкли видеть на обложках глянца. Неужели и полтысячи лет назад идеалы красоты были теми же и внешность эльфа была так же в моде, как и сейчас?
— То, что Кранах создал женский идеал ХХ века, заметили многие, — говорит Вадим Садков. — Эстетическая мысль Кранахов невероятно близка эстетике ХХ века. Не случайно Кранахами вдохновлялись Пикассо и Джакометти. А то, что Венеры Кранаха перекликаются с современной рекламой, использовали еще 7 лет назад устроители выставки Кранахов в Лондоне.
Если бы отец и сын пришли на выставку, они бы тоже удивились. Например, тому, что их работы стали не досками, а полотнами. Всю жизнь Кранахи работали на досках и изредка — на пергаменте. Однако из-за многовековой подрывной деятельности жука-точильщика реставраторы решили перевести картины на холст.
Всего вниманию посетителей будет представлено 48 живописных и 50 графических работ. Все они достойны пристального рассмотрения. Но особенное внимание стоит обратить на «Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской» (1510-е, ГМИИ), знаменитую картину «Венера и Амур», приехавшую из Эрмитажа и, конечно же, — на хрестоматийную «Юдифь, обезглавливающую Олоферна» (картина прибыла из фондов замка Фридентштайн города Гота вместе с его бургомистром).
Выставка расположится в Главном здании на Волхонке, 12, но проработает недолго. Успеть посмотреть Кранахов нужно с 4 марта по 15 мая этого года.
- ВКонтакте