Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Экономика
Путин отметил высокий темп роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Таджикистан обеспокоился проблемами при пересечении границы РФ его гражданами
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
Трамп предложил Байдену провести дебаты в суде или любом другом месте
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Мир
СМИ сообщили о переносе Эрдоганом запланированного на 9 мая визита в США
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
В Пентагоне отказались обсуждать отвод Киевом танков Abrams с поля боя
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
МВД уволило сотрудника ДПС за взятку от фигуранта дела об убийстве байкера в Москве

Киев пытается сорвать Минские соглашения

Политолог Тамара Гузенкова — о том, каковы истинные цели украинских переговорщиков на встрече «нормандской четверки» в Париже
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Накануне встречи глав внешнеполитических ведомств стран — участников «нормандской четверки» в Париже министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер обнадежил журналистов: группа постарается добиться некоторого прогресса в дискуссиях по новому закону о выборах на востоке Украины, сказал он. Однако возникает вопрос: сумеют ли западные партнеры убедить Киев, всячески пытающийся сорвать Минские соглашения?

Штайнмайер подчеркнул, что главным условием проведения выборов на востоке страны должен стать именно новый закон Украины о выборах в регионе Донбасса.

На первый взгляд от его слов веет оптимизмом, но это если не знать подоплеки дела и не вникать в историю проблемы. В действительности же оснований для оптимизма не так уж и много. Не случайно заявление главы германского МИДа содержит весьма осторожные формулировки относительно некоторого прогресса в неких дискуссиях.

Вообще-то от встречи в этом формате радикальных результатов и прорывных итогов ожидать не стоит. Но в то же время нельзя и недооценивать ее потенциал. Напомним, что «нормандская четверка» — это дипломатическая группа высокопоставленных представителей четырёх стран: Германии России, Украины и Франции, созданная в июне 2014 года в Нормандии во время празднования 70-летней годовщины высадки союзников по антигитлеровской коалиции. В задачу «четверки» входит содействие и политико-дипломатическое сопровождение процесса урегулирования ситуации на востоке Украины. Де-факто именно в этом формате разрабатывались основные принципы мирных соглашений и достигнута договоренность об их подписании в феврале 2015 года. Серьезным вкладом «четверки» в снижение напряженности в зоне конфликта можно считать подписание Соглашения о линии разграничения на Украине, а также выработка мер по поддержке отвода вооружений в январе 2015 года.

Если перевести дипломатические формулировки на язык общечеловеческого общения, то можно сказать, что благодаря активным дипломатическим действиям России Германии Франции и ОБСЕ была остановлена эскалация вооруженного конфликта на Донбассе и возросла роль политических методов его урегулирования.

С каким же базисом подошла «нормандская четверка» к своей очередной встрече? Надо признать, что одной из главных характеристик ситуации является такое понятие, как кризис процесса урегулирования. И здесь отнюдь не риторическим и не извечным, а вполне конкретным становится вопрос, кто виноват в этом кризисе. Не требует долгих поисков и ответ. Он на поверхности. Виновата украинская сторона.

С трудом согласившись на прекращение горячей фазы конфликта, украинская правящая верхушка всячески тормозит политическую часть урегулирования. Причем это не случайная «переоценка ценностей», а вполне осознанная, регулярно продуцируемая позиция. Смысл ее прост — «подпишем, а выполнять не будем».

В результате так и не реализованным оказался ряд важнейших позиций Минских соглашений. Так и не появился закон о помиловании и амнистии участников событий в «отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Фактически не восстановлены экономические связи, включая социальные переводы, выплаты пенсий и пр.

И самое главное — оказалось проваленным проведение конституционной реформы. Согласно тексту «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», еще в конце 2015 года на Украине должна была вступить в силу новая редакция Конституции, ключевым моментом которой рассматривается децентрализация страны «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов».

Попытки принять закон отложенного действия об особом статусе также закончился фактически ничем, так как основных требований, поставленных к нему по Минским соглашениям, он не выполняет и принят скорее в качестве уловки для отвода глаз, которая не имела успеха даже у западных партнеров.

Нет нужды говорить, что киевские законодатели и в мыслях не имели согласовывать текст закона и его изменения с донецкой и луганской сторонами. В результате он был признан международными экспертами не соответствующим положениям Минских соглашений.

Особого внимания заслуживает 9-й пункт «Комплекса мер», где говорится о восстановлении полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов. На деле Киев направляет свои усилия как раз в противоположном направлении — всеми силами установить контроль над границей до и помимо выборов.

Сейчас дипломатические усилия Киева направлены на окончательный срыв Минских соглашений и создание какого-то иного, так сказать, прокиевского формата. Забрасываются идеи о некоей Женевской группе, о расширении действующего формата урегулирования, о введении в зону конфликта международного миротворческого контингента и т.п. Складывается впечатление, что официальный Киев хотел бы забыть о обещаниях, данных ранее, и начать всё с чистого листа.

В украинских околовластных кругах зреет недовольство позицией Запада, которая расценивается как идущая вразрез с идеалами «революции гидности» и интересами правящего киевского режима. В феврале этого года на пленарном заседании форума «Украина – ЕС» в Лодзи экс-министр обороны Анатолий Гриценко вопрошал: «Кто-нибудь, сидящий в этом зале, прочитал три страницы текста Минских соглашений? Любой, прочитавший их, поймет, что они невыполнимы для Украины».

Выходит, что украинская сторона едет в Париж договариваться о выполнении невыполнимых и невыполняемых, но подписанных договоренностей? Или цель несколько или совсем иная?

Что в этой ситуации делать остальным членам Контактной группы? Очевидно, так или иначе принуждать украинскую сторону к соблюдению договоренностей. Ангела Меркель настойчиво подчеркивает, что Киев должен действовать в соответствии с Минскими соглашениями. Западногерманские СМИ накануне Парижской встречи отметили, что, несмотря на правительственный кризис в Киеве, Германия и Франция будут требовать от Украины реформ и борьбы с коррупцией.

Итоги встречи покажут, хорошо ли владеют искусством убеждения западные партнеры и всю ли политическую волю они приложили для реализации политического урегулирования конфликта на Украине.

Автор — доктор исторических наук, заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ)

Комментарии
Прямой эфир