В Териберке начался туристический бум

Поселок Териберка Мурманской области стал известен благодаря фильму Андрея Звягинцева «Левиафан», номинированному на «Оскар». После съемок здесь открылись четыре новые гостиницы, которые до отказа наполнены туристами из Европы и Китая. А по версии журнала National Geographic Traveler Russia, Териберка вошла в двадцатку самых популярных туристических направлений мира наряду с Нью-Йорком, бельгийской Фландрией и итальянской Калабрией.
«Известия» выяснили, что подобные перемены происходят во многих местах, где были сняты кассовые или нашумевшие фильмы. И такой подход мог бы стать одним из способов развития туризма.
Светская жизнь и разбитые дороги
32-летний Иван Семенихин, работающий в Териберке директором управления жилищно-коммунального комплекса, рассказал «Известиям», что помогал коллективу, работавшему над созданием «Левиафана», подготовить места для съемок. А когда оказалось, что один из актеров заболел, то исполнил роль полицейского.
— Мне очень понравилось. Я до сих пор переписываюсь с художниками, с другими ребятами из команды, — говорит Семенихин. По его словам, после выхода «Левиафана» в Териберке появилось много туристов из Европы, Китая и Кореи, в поселке даже открылись четыре новые гостиницы и свободных мест в них почти никогда нет.
— Это нормально, когда много туристов, я вам скажу. Новые люди, общение. Я такой человек, люблю движение, движение, движение, а не сидеть у окошка, — признался Иван. Он рассказал, что туристы в основном приезжают посмотреть водопад, выход к морю и скелет кита. Правда, скелет увидеть невозможно — его увезли после съемок фильма. Особенно много туристов приехало в августе — на фестиваль «Териберка. Новая жизнь». В этом году фестиваль пройдет во второй раз.
— Во время фестиваля можно бесплатно научиться сноукайтингу, а в обычное время занятия стоят 15 тыс. рублей и местным недоступны, — сказал Семенихин и добавил: — После «Левиафана» у нас появилась светская жизнь, правда, дороги лучше не стали.
Сила кино и печатного слова
Писатель Дмитрий Глуховский уверен, что не существует лучшего способа донести правду, чем кино. Поэтому путешествие в Териберку так привлекательно для иностранцев, посмотревших «Левиафан».
— Просто люди хотят удостовериться, что всё, что они увидели, — это реальность, — сказал он «Известиям».
По мнению культуролога Сергея Тарабарова, роль кинематографа в раскрытии потенциала туризма очень велика.
— Пейзаж в кинематографе играет позитивную роль, пробуждает в людях желание увидеть это место собственными глазами, — сказал Тарабаров. Он рассказал, что, когда посмотрел фильм Никиты Михалкова «Урга — территория любви», как и многие другие, очень захотел побывать в Монголии. А сейчас туризм в этой стране активно развивается.
Сергей Тарабаров отметил, что книга не меньше, чем фильм, может вызвать интерес к месту.
— Книга — это описание словами художественного пространства, созданного автором. Мы его увидели, и нам туда захотелось точно так же, как на Кольский полуостров после «Левиафана» или в Новую Зеландию после экранизации «Властелина колец» Толкина. Все достопримечательности — это места, где что-то произошло, и нам хочется увидеть — где и как. Поэтому после просмотра фильма или прочтения книги мы хотим увидеть место шире и глубже и если не понять, то хотя бы обозреть, — заключил Тарабаров.
Двигатель торговли
Директор турагентства «Хит сезона» Ирина Хакимова рассказала, что не заметила, чтобы среди российских туристов прибавилось желающих побывать в Териберке после выхода «Левиафана». Популярность поселка, похоже, высока лишь среди иностранцев. Но, например, после экранизации романа Хантера С. Томпсона «Ромовый дневник» в 2011 году заметно повысился интерес к путешествиям к Карибскому морю, в Пуэрто-Рико. А выход на экраны «Властелина колец» подогрел интерес к турам в Новую Зеландию.
При этом, по словам Хакимовой, для некоторых туристов поводом побывать, например, на Кубе до сих пор остается такая классика, как «Старик и море» Хемингуэя, среди туристов, которые решили съездить на Корфу, часто встречаются фанаты книги «Моя семья и другие звери» Джеральда Даррелла, а гости Ростова Великого первым делом идут смотреть на стену кремля, по которой бегали герои гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Продавцы книжных магазинов давно обратили внимание на взаимосвязь экранизации литературного произведения и роста продаж книг, особенно это заметно, когда речь идет о современных авторах.
— Когда в 2012 году вышел голливудский фильм «Анна Каренина», спрос на книгу повысился, но Толстого и так всегда покупают. А вот «Географ глобус пропил» Иванова никто почти не брал, но после экранизации книга пошла нарасхват, — сказал Денис Гурьев, продавец книжного магазина «Библио-Глобус». Сейчас, по его словам, в тренде роман «Марсианин» Энди Уира, экранизированный в конце прошлого года.