Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании
Общество
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса президента Украины Машовца
Мир
Ганц пригрозил подать в отставку при отсутствии плана по будущему Газы
Происшествия
В Кемерово задержали восьмерых участников конфликта со стрельбой на парковке
Мир
В подконтрольной Киеву части Херсонской области повреждена припортовая инфраструктура

Лично и лирично

Эрмитаж и Лувр как сакральные пространства в творчестве Александра Сокурова
0
Лично и лирично
Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сравнение «Франкофонии» с «Русским ковчегом», само собой, напрашивается. Тот фильм был посвящен Эрмитажу, этот — Лувру. Эрмитаж возникал как сакральное пространство, в котором зритель путешествовал по эпохам России, а во «Франкофонии» режиссер говорит о спасении ценностей Лувра в период гитлеровской оккупации, позволяя увидеть музей как мировую дарохранительницу.

Рассказ о том, как действовали директор Лувра Жак Жожар (Луи-До де Ланкесэ) и подданный рейха граф Меттерних (Беньямин Утцерат), периодически прерывается разговором по скайпу: сам Сокуров, сидя в домашнем кабинете, поддерживает диалог с другом, неким капитаном Дерком. Капитан ведет корабль, нагруженный произведениями искусства, через бушующее море, и это, конечно, понимается метафорически. Можно ли в стремлении сохранить вечные ценности культуры рисковать жизнью человеческой?

Но если полуторачасовой «Русский ковчег» был снят без единого монтажного разрыва, войдя в историю кино уже за это, то во «Франкофонии» применена техника коллажа. Режиссер пускает в ход игровые и документальные кадры, а также игровые, замаскированные под документальные; а еще — фотографии, карты, анимированные графики, нарочито неряшливую скайп-запись.

Снимая фильм-лекцию, Сокуров далеко не без иронии обращается к распространенному сегодня «просветительскому» жанру. При этом режиссер не только не дает рецептов и готовых ответов, но и к вопросам он скорее подводит, чем ясно их задает.

Лично и лирично

Удивительно, как кино без напряженного внешнего сюжета может удерживать внимание зрителя полтора часа. Удивительно, сколько добродушного юмора и чувства легкости может быть в фильме, затрагивающем столь серьезные проблемы.

Находясь в «святая святых» Франции, Сокуров с помощью Брюно Дельбоннеля (оператор с мировым именем, неоднократный номинант на «Оскар») едко монтирует бегающего по луврским залам самовлюбленного Наполеона (Венсан Немет) с его помпезными изображениями на полотнах. Рядом с императором — сама Марианна (Джоанна Кортальс Альтс), символ Франции, сухопарая дама, со смешной настойчивостью повторяющая: «Свобода, равенство, братство».

Историк по первому образованию, Сокуров как бы не претендует на строгий анализ и объективность. «Франкофония» — высказывание подчеркнуто субъективное, очень личное, лиричное и доверительное.

Лично и лирично

Комментарии
Прямой эфир