Мирный атом в Гараже

Музей современного искусства «Гараж» (постоянный резидент парка Горького) представил экспозицию американской художницы-концептуалиста Тарин Саймон.
В рамках сотрудничества с «Гаражом» Саймон придумала проект специально для России. Взяв в «соавторы» сотрудников «Росатома», художница подготовила куб из радиоактивных отходов, который через тысячу лет должен переехать из подмосковного могильника в специальную квадратную нишу в стене «Гаража».
Проект называется «Черный квадрат XVII» и создается как часть цикла, отсылающего к известному арт-концепту XX века. Можно воспринимать это в контексте бесконечной череды юбилейных мероприятий: картине Малевича в прошлом году исполнилось 100 лет. Вспомнят ли о работе Саймон век спустя — вопрос, однако у нее замах больше — на тысячелетие.
Саймон подошла к делу основательно: весь процесс документируется на видео, но без ее участия — американке вход на наши атомные объекты закрыт. Но идея предполагает и иронический подтекст. Тысячелетние перспективы «Гаража» и создаваемого докфильма выглядят смутно, а вот насчет существования в 3016 году радиоактивных отходов в том или ином виде сомнений нет.
Для посетителей, которые приходят в музей смотреть, а не слушать и читать, Тарин Саймон представила две фотографические серии. Правда, без чтения кураторских пояснений не обойтись. Одна серия включает принты из цикла «Черный квадрат», предшествовавшие «атомному» замыслу, другая — 17 крупноформатных изображений букетов цветов. Цветочную серию, запечатленную стройной красавицей Тарин, надо было открывать на полторы недели раньше — к 8 Марта.
Но символизма хватает: «рецепт» каждого букета был найден на фотографиях политических встреч. Проницательным взглядом Саймон подметила, что подписание межгосударственных договоров почти всегда проходит на фоне флористических композиций. Так, при заключении 30-летнего контракта между российским «Газпромом» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией в 2014 году присутствовали не только главы обеих стран, но и аспидистра высокая, ксерофиллум прочный, цимбидиум и лизиантус. А подписание Ельциным, Клинтоном, Кучмой и Мейджором Будапештского меморандума в 1994 году проходило в окружении лилий сорта «Звездочет».
Коллекционируя «декорации» власти, Саймон превращает фон в арт-объект. Но, увы, мегакаталог цветочного бутика лишен выразительности вне идейного контекста — равно как и фотоработы из серии «Черный квадрат». Они тоже посвящены феномену власти, рассмотренному под необычным углом. Так, попугай, выщипывающий себе перья, преподносится как объект разрушительной власти людей, заперших его в клетке. Детали пистолета, напечатанные на 3D-принтере, — как символ опасности новых технологий. Портрет Генри Киссинджера, выполненный на черном квадратном фоне, никак не преподносится — Киссинджер сам по себе воплощение власти. И это один из немногих примеров на выставке, позволяющих судить о способностях Саймон как фотохудожника, а не исследователя и каталогизатора.