Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
30 июля
2016 года

Россия не изменит закон о полномочиях Конституционного суда

В Совете Федерации считают, что РФ не обязана исполнять рекомендации Венецианской комиссии

Фото: Глеб Щелкунов

Венецианская комиссия опубликовала полный текст заключения о поправках в федеральный конституционный закон «О Конституционном суде РФ», который дает право России не исполнять решения международных судов, если они нарушают Конституцию РФ. В нем она настаивает на том, что Россия, вне зависимости от ее правовых норм, должна исполнять любые решения Европейского суда по правам человека на основании Конвенции по правам человека, которую она ратифицировала в 1998 году при вступлении в Совет Европы. Как пояснил «Известиям» глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, один из авторов поправок Андрей Клишас, заключение комиссии носит рекомендательный характер, поэтому в ближайшее время исполнено не будет.

Напомним, что поправки в закон «О Конституционном суде РФ» были поддержаны большинством голосов обеими палатами российского парламента в конце прошлого года. Их суть в том, что органам, которые должны выполнять постановления международных судов, предоставлено право обращаться в Конституционный суд (КС) с просьбой выяснить, не приведет ли исполнение данного решения к нарушению Конституции. В случае если КС придет к выводу о том, что это действительно нарушит Конституцию, он объявляет решение «неисполнимым».

В своем заключении Венецианская комиссия подвергла критике положения данных поправок, утверждая, что полученное КС право несовместимо с международно-правовыми обязательствами России. Авторы заключения считают, что, присоединившись к конвенции о защите прав человека, Россия не только приняла на себя обязательства по обеспечению прав и свобод, но также и признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и тем самым — обязательным толкование конвенции, которое придает ей суд.

— Подобное утверждение комиссии представляется довольно спорным. Разрешая дела, ЕСПЧ может прибегать к использованию такого методологического принципа, как принцип эволюционного толкования конвенции, благодаря использованию которого позиция суда может меняться с течением времени. Совершенно очевидно, что применение данного принципа рискует войти в противоречие с общим правилом толкования международных договоров, установленным статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров (1969), согласно которому договоры должны толковаться добросовестно и в соответствии с обычным значением содержащихся в них положений, — пояснил «Известиям» позицию российской стороны по этому заключению Андрей Клишас.

В своем документе Венецианская комиссия также указала, что в закон «О Конституционном суде РФ» должны быть внесены изменения. В частности, необходима замена формулировки «возможность исполнения решения» на «совместимость с Конституцией РФ средства исполнения международного решения». Меры исполнения, излагаемые в постановлениях Европейского суда, как, например, выплата справедливой компенсации, по мнению комиссии, вообще не могут быть предметом оценки конституционности.

— Представляется, что Венецианская комиссия в данном случае предлагает разрывать решение дела, что представляется недопустимым, так как смысл судебного решения заключается именно в его исполнении. Из того, что исполнение решения является обязательной частью судебного разбирательства, исходит и сам ЕСПЧ, на что он обратил внимание в своем решении «Бурдов против России» (Burdov v. Russia, N 2, 15 January 2009). Такой же позиции придерживается и Конституционный суд РФ, — поясняет этот тезис комиссии Андрей Клишас, отмечая, что даже при замене терминов в законе решение не должно исполняться Россией в случае признания несоответствия Конституции.

Венецианская комиссия посчитала недостатком новые положения закона, согласно которым президент и правительство РФ вправе обратиться в Конституционный суд с запросом о толковании норм Конституции в целях устранения противоречия с нормами международного договора в истолковании, данном межгосударственным органом. Как считает Венецианская комиссия, позиция президента и правительства в данном случае, скорее всего, будет иметь значительный вес, когда Конституционный суд уже сделает свой вывод.

— Ни президент, ни правительство не обладают правом толкования Конституции. В соответствии с российским законодательством таким правом обладает только Конституционный суд. Точка же зрения о том, что позиция президента и правительства будет иметь значительный вес при принятии Конституционным судом своего решения, идет вразрез с таким основополагающим принципом отправления правосудия в РФ, как независимость судей (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О КС»). Более того, практика показывает, что очень часто Конституционный суд признает законы не соответствующими Конституции — в том числе в тех случаях, когда данные законы поддерживает правительство или президент, — подчеркнул глава комитета по конституционному законодательству.

Также в документе Венецианской комиссии говорится, что в случае, если Конституционный суд признает средства исполнения международного решения не соответствующими Конституции, на российские власти должна быть возложена обязанность найти альтернативные способы исполнения международного решения, в том числе путем внесения изменений в действующее законодательство, вплоть до принятия новой Конституции РФ или внесения в нее поправок.

— Здесь необходимо отметить, что Конституция была принята многонациональным народом Российской Федерации и является выражением народного суверенитета. Принятие новой Конституции или внесение в нее поправок возможно исключительно в случаях и порядке, предусмотренном самой Конституцией, и не может вытекать из необходимости исполнения международного решения, так как это является прямым нарушением народного суверенитета. Более того, согласно ст. 79 Конституции, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, к которым в том числе относится и порядок принятия новой Конституции, — пояснил это предложение комиссии сенатор.

По его словам, роль международного права в современном мире сложно переоценить, но не стоит забывать о том, что лишь государства являются носителем суверенитета, который не должен нарушаться ни самостоятельными суверенными государствами, ни посредством деятельности международных судебных учреждений.

Клишас подчеркнул, что Россия будет продолжать с Венецианской комиссией доброжелательный и профессиональный диалог по данной проблеме, особенно с учетом того, что практически в той же ситуации находятся несколько европейских государств, в частности Великобритания, ФРГ, Италия, а решение должно быть найдено в рамках диалога правовых систем с учетом соблюдения принципа суверенитета. 

Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) — консультативный орган по конституционному праву при Совете Европы. Создана в 1990 году, с 2002 года участвовать в ее работе могут страны, не входящие в СЕ. Неофициальное название связано с местом проведения заседаний — они проходят в Венеции.

Известия // пятница, 18 марта 2016 года

Россия не изменит закон о полномочиях Конституционного суда

Россия не изменит закон о полномочиях Конституционного судаВ Совете Федерации считают, что РФ не обязана исполнять рекомендации Венецианской комиссии

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке