Три ошибки Аристоса Сократуса

Авиакомпания Boeing создает комиссию для технических консультаций российского следствия по делу о крушении самолета в Ростове-на-Дону. Выяснением причин и обстоятельств трагедии занимаются следователи СКР и специалисты комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Пока известно, что к аэропорту и взлетной полосе претензий нет. О неполадках самолета командир экипажа Аристос Сократус диспетчерам не сообщал. Эксперты сходятся на том, что, скорее всего, в трагедии сыграли свою роль погода и человеческий фактор.
Сами по себе плохие метеоусловия не должны были стать причиной крушения. Свидетельством тому — действия пилотов рейса «Аэрофлота» 1166, следовавшего в Ростов из Москвы. Его посадка была запланирована на 02.15. К этому времени борт FlyDubai уже больше часа кружил над городом. А самолет «Аэрофлота», безуспешно попытавшись три раза сесть, в итоге ушел на Краснодар. «Вспоминаю, как злился я и другие пассажиры на экипаж, и чувство стыда за себя не покидает до сих пор. Обязательно постараюсь выяснить, как зовут летчиков. Буду вспоминать добрым словом всю жизнь», — сообщил в соцсети один из пассажиров.
Ошибка № 1: решение сажать самолет
Как рассказал «Известиям» бывший замминистра гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, российские пилоты знают, что в Ростове могут быть очень непростые условия посадки — здесь часты сильные боковые ветры. Уйдя на запасной аэродром, экипаж «Аэрофлота» продемонстрировал профессионализм.
Действия же командира самолета FlyDubai выглядят нелогичными: зачем кружить два с половиной часа, если в пределах получаса полета есть несколько аэродромов? Даже с точки зрения экономии такая настойчивая попытка сесть не оправдана. Возможно, все это время экипаж надеялся, что вот-вот погода прояснится, но в итоге все-таки принял решение о посадке.
Ошибка № 2: не попали на взлетную полосу
Вторая ошибка, пока еще не фатальная, связана с тем, что пилоты, несмотря на то, что огни полосы были видны, не смогли зайти точно на нее — сказался сильный боковой ветер. Но пилоты обучены сажать самолет и в таких условиях.
— Там был боковой ветер. Нужно было идти с очень большим углом упреждения. Каждый командир знает эти особенности: в нормальных условиях при заходе на посадку полоса у тебя впереди носа, а если в правый борт ветер, то берешь такой угол упреждения, что полоса у тебя смотрит на продолжение крыла самолета. У него это не получилось, он убедился в том, что конфигурация не позволяет ему попасть на полосу, и он принял решение уйти на следующий круг, — сказал Олег Смирнов.
С этим, по его мнению, связана третья ошибка, которая сделала гибель воздушного судна неминуемой.
Ошибка № 3: неграмотный маневр
Судя по всему, решение об уходе на еще один круг было принято слишком поздно. Тяжелая машина по инерции продолжала приближаться к земле, а поднятый нос привел к тому, что произошло сваливание — воздушный поток перестал обтекать крыло. Самолет ударился хвостом о землю.
Не исключено также, что и сам маневр пилот совершил неграмотно — слишком сильно или, наоборот, недостаточно сильно дернул штурвал на себя.
Открытым остается вопрос: что послужило причиной целой серии ошибочных действий экипажа? По словам Олега Смирнова, следует выяснить, в каком режиме работали пилоты в последние дни перед катастрофой: не исключено, что из-за плотного графика они не имели возможности спать и отдыхать столько, сколько требуется организму человека. Решение же идти на посадку в сложных условиях, считает эксперт, могло быть продиктовано психологическим состоянием уставшего человека, который не раз сталкивался с выговорами менеджмента за перерасход топлива.