Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

Украина: «коалиции мира» не будет

Украинский политолог Алексей Попов — о том, почему украинский президент не станет миротворцем
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Середина марта принесла Петру Порошенко новые пренеприятнейшие известия. До сих пор «Блок Петра Порошенко» (БПП) и он сам неизменно возглавляли предвыборные рейтинги ведущих социологических служб. Но, согласно последнему опросу Киевского международного института социологии (КМИС), если бы выборы президента состоялись сейчас, главу государства опередила бы Юлия Тимошенко. Что же до БПП, то он оказался бы третьим после «Батькивщины» (партия Тимошенко) и «Оппозиционного блока» (осколки Партии регионов, лидером которой был Виктор Янукович). А когда тех же респондентов попросили выразить предпочтения в форме тайного голосования, то президентский блок уступил и «Самопомощи», и радикалам Олега Ляшко.

Правда, согласно проведенному неделей раньше опросу Центра Разумкова, Порошенко возглавляет рейтинг кандидатов в президенты, хотя имеет менее 10% поддержки. Но БПП и там на третьем месте. Да, в обоих опросах разрыв между рейтингами ведущих партий очень мал. Но эти исследования показывают, что в случае досрочных выборов противники Минского соглашения могут получить большинство мандатов в Верховной раде, оставив «Блок Порошенко» в оппозиции.

Недоотставка правительства все больше бьет по рейтингу главы государства, показывая его слабость как политика. Ведь президент давно высказывался в пользу смены премьера, но регулярные информационные вбросы об этом выглядят лишь психическими атаками на Яценюка. Происходящее напоминает порочный круг. Согласно закону, поскольку в феврале Рада не смогла выразить недоверие кабмину, то минимум до сентября возможна лишь добровольная отставка премьера. При этом не видно кандидатуры его преемника, которая бы устроила большинство депутатов. А пока ее нет, отставка не нужна никому во власти, ибо перевод кабмина в статус временного правительства создаст массу проблем, затормозив, например, внешнее финансирование. Значит, нужно сначала собрать большинство под нового главу кабинета, а затем просить Яценюка уйти. Но это невозможно, если партия «Народный фронт» не сдаст своего лидера, ставшего премьером. А без НФ нет голосов для создания так называемой проевропейской коалиции.

Да, в такой ситуации теоретически возможно создать условную «коалицию мира», куда вошли бы силы, последовательно поддержавшие конституционные изменения по децентрализации. То есть БПП и три фракции, которые не формировали нынешний кабмин. У них вместе взятых 221 депутатский мандат, и недостающие до большинства пять можно добрать за счет внефракционных народных избранников. Но такой вариант нереален, хотя бы потому, что очень много депутатов БПП никогда не пойдет на союз с теми, кто противостоял майдану.

И, увы, «коалицию мира» сейчас не примут многие в украинском обществе. Ведь если соцопросы расходятся в рейтинге тех или иных партий, то они неизменно сходятся в росте влияния «партии войны». Когда КМИС полгода назад задавал вопрос о предпочтительном варианте урегулирования конфликта, 12,6% высказались за «войну до полного освобождения Донбасса». А в последнем исследовании таковых оказалось уже 20,5%. Когда же другие соцслужбы заменяют слово «война» словом «АТО» или иным эвфемизмом, то число сторонников возвращения Донбасса при помощи оружия достигает уже трети.

Да, тех, кто за мирное решение, заметно больше. Но проблема в том, что они за абстрактный мир. А когда речь заходит об отношении к конкретным компромиссам, которые предполагают Минские соглашения, то любой из них поддерживает явное меньшинство. Получается, что большинству украинцев предпочтительнее происходящее сейчас. То есть состояние, которое секретарь Совета безопасности при Кучме, а ныне участник Минских переговоров Владимир Горбулин именует: «ни мира, ни войны» или «ограниченная война и перманентные переговоры».

И это несложно объяснить. Большинство людей думают, что такая ситуация не несет угроз, которые необходимо срочно устранить, и вообще может длиться неопределенно долго. Ведь сейчас война влияет на жизнь немногих, тем более что мобилизация давно не проводилась. Да, жить стало тяжелее. Но, согласно последнему опросу КМИС, лишь 6,8% считают войну главной причиной экономических трудностей. А тех, кто видит взаимосвязь между миром в Донбассе и улучшением жизни, наверняка еще меньше. Ибо бытуют опасения, что в случае победы бюджет будет разорен тратами на восстановление региона.

Разумеется, такие настроения во многом результат пропаганды, которая представляет Минские соглашения как удачную военную хитрость. Но ведь пока нет никаких признаков того, что пропаганда будет меняться и Порошенко примерит на себя роль лидера «партии мира». Напротив, несколько дней назад в Киеве презентовали книгу главы президентской администрации Бориса Ложкина «Четвертая республика: Почему Европе нужна Украина, а Украине Европа». Естественно, ни о каком особом статусе отдельных районов Донбасса там не говорится. Для ее автора «Минский процесс — это мирный эквивалент военного сдерживания России и коллаборационистов», а горбулинский сценарий «ни мира, ни войны» подается в книге с явной симпатией.

Официальная оппозиция дрейфует в сторону власти в этом вопросе. Так, в феврале институт «Новая Украина», созданный главой АП при Викторе Януковиче и одним из лидеров «Оппозиционного блока» Сергеем Левочкиным, презентовал план решения проблемы Донбасса. В нем, в частности, говорится, что не может быть местных выборов до установления украинского контроля над границей, а целью урегулирования названо «вытеснение искусственного ментального пространства «русского мира». То есть если бы Петр Порошенко и захотел проявить «миротворческое лидерство», к которому его месяц назад призвал со страниц «Известий» Сергей Станкевич, ему не на кого было бы опереться в Раде. Впрочем, такое лидерство противоречит и взгляду Порошенко на конфликт, и его осторожному политическому стилю.

Поэтому можно предположить, что в процессе урегулирования конфликта в Донбассе не изменится ничего до тех пор, пока украинское общество не поймет, что не выполнять Минские соглашения невыгодно в первую очередь для самой Украины. 

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир