Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Коллекторы оценили должников

Российские заемщики оказались ответственнее американских
0
Коллекторы оценили должников
Фото: Екатерина Штукина
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Российские должники ведут себя ответственнее американских, считают коллекторы, опросившие заемщиков в России, США и Германии. Их поведение больше напоминает поведение рачительных немцев, хотя мотивацией является сильный стресс из-за факта наличия долга, свидетельствуют данные исследования Международного клуба НАПКА, объединяющего российские и зарубежные коллекторские фирмы.

В рамках исследования были опрошены 1 тыс. человек в каждой из трех стран. Почти три четверти россиян считают долг тяжелой эмоциональной нагрузкой, постоянно испытывают дискомфорт по этому поводу (аналогично ведут себя лишь 60% жителей США). К тому же россияне чаще, чем жители Штатов, испытывают отрицательные эмоции, если не могут оплатить свой долг. Поэтому они стремятся к тому, чтобы их долги были минимальны (такую цель имеют 80% россиян, 67% жителей США и 79% немцев). Всего лишь 6% россиян и такая же доля немцев считают нормальной ситуацию, когда им пришлось взять в долг, в то время как абсолютно невозмутимы по поводу своих долгов 12% американцев.

Как отмечается в исследовании, россияне и немцы воспринимают понятие «долг» одинаково: это заем у родственников и друзей (треть американцев и всего 8% россиян не считают нужным возвращать деньги родным), кредит на покупку товаров, ситуация, когда не получается оплатить по кредитке в конце оговоренного расчетного периода и т.д. Впрочем, неоплаченный вовремя счет признают своим долгом только 24% россиян.

В отличие от граждан США и Германии россияне решительно настроены на то, чтобы «покупать только на свои». Россияне чаще, чем в других странах, уклоняются от образования задолженности (54%). Но они же и чаще срываются, влезая в случайные долги, чтобы что-то себе позволить (такую склонность имеет четверть опрошенных респондентов). В результате значительно большее число россиян обременены задолженностью: 83% респондентов имеют долги или выплачивали их в прошлом.  

Наравне с жителями других стран россияне не приветствуют займы на одежду и ювелирные украшения, но готовы брать в долг, чтобы оплатить медицину. Почти половина россиян предпочитают не приобретать в долг бытовую технику, каждый третий не готов влезать в долги ради организации праздников (свадьбы или юбилея), столько же не готовы брать взаймы ради путешествий. Больше половины россиян не готовы выплачивать по кредитам в месяц более 10 тыс. рублей (совпадает с реальными выплатами участников опроса). Больше половины американцев, имеющих долг, ежемесячно платят больше $750.

По словам руководителя Международного клуба НАПКА Антона Дмитракова, россияне уже обожглись на кредитах и теперь стали осторожнее.

— Сейчас наметилась тенденция, когда крупнейшие розничные банки делают предложения заемщикам, одобряют кредитную линию, а заемщик берет не всё!  Восприятие долга становится более вдумчивым, взвешенным и осознанным. Люди даже готовы отказаться от такого блага, как еще один холодильник или телевизор. Думаю, мы шагнули вперед, но пока платежная дисциплина не такая, как в развитых странах, где все привыкли беречь кредитную историю, — сказал он.

Российский рынок кредитования достаточно молодой, что отражается на портрете заемщика и на особенностях должников, соглашается президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. По ее словам, из-за низкой грамотности населения возникла проблема закредитованности. Если в предыдущий кризис заемщиков с одним действующим кредитом было 80%, с двумя — 15%, с тремя и более — 5%, то в 2015 году с одним кредитом — не более 60%, с двумя — 25%, с тремя и более — 15%. Таким образом, чем больше кредитов приходится обслуживать, тем в разы возрастает риск выхода на просрочку, подчеркивает Докучаева: среди заемщиков с одним кредитом 25% имеют проблемный кредит, среди заемщиков с тремя и более — 50%, т.е. практически каждый второй. 

По данным исследования, до сих пор 9% россиян готовы не платить до прихода коллекторов, а 15% не знают, какова общая сумма долга, которую им нужно выплатить — доля таких людей в России в два раза больше, чем в Германии. Впрочем, по данным исследования, доля тех, кто не в состоянии погасить свои долги, значительно больше в США. Там выше доля «долговых наркоманов» (15% против 5% в России и 6% в Германии).

— На текущий момент ситуация изменилась, ужесточение требований ЦБ, сложная макроэкономическая ситуация в стране повлияли на то, что банки практически прекратили кредитовать население — в силу данных объективных причин заемщики конца 2014 – 2015 года более взвешенно подходили к принятию решения по оформлению кредита, одновременно с этим сами кредиторы тщательно отбирали потенциальных клиентов. Таким образом, мы можем говорить об улучшении качества заемщика в период кризиса. Однако о более ответственном отношении к кредитным средствам среди всех групп заемщиков говорить слишком рано, пока можно лишь с уверенностью говорить о временном улучшении качества клиентов банка, — говорит Докучаева.

— По моим убеждениям, 70% россиян остаются по-прежнему недостаточно финансово грамотными, есть такая поговорка — «берем чужие, отдаем свои». Зачастую они не рассчитывают свой бюджет, не понимают, что нужно всегда оставлять на черный день, если вдруг ботинок порвется. Но позитивные изменения все-таки есть. Должники, которые не готовы брать новые кредиты, чтобы погасить старый долг, всё чаще идут на контакт с коллекторами — они предлагают увеличить срок погашения, например, с года до 3–5 лет, снижая ежемесячный платеж и долговую нагрузку. На примере нашей компании мы видим множество таких обращений, — говорит  гендиректор «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрий Теплицкий.

Комментарии
Прямой эфир