Новости, деловые новости - Известия
Среда,
29 июня
2016 года

Теория конфликта цивилизаций не выдерживает критики

Профессор-социолог Леокадия Дробижева — о том, как не дать террористам поссорить народы

Ситуации, связанные с террористическими актами, к сожалению, стали уже привычными для мирового сообщества. Тем не менее каждый громкий теракт, в том числе и теракты в Брюсселе, создает новые риски для стабильности многоэтничных сообществ.    

Нам важно понять, каким образом трагические события в Европе могут проецироваться на внутрироссийскую ситуацию.   

Мне кажется, что теракты в Брюсселе будут восприниматься не просто как событие, связанное с взаимодействием людей разных национальностей и религиозных конфессий, а как еще одна драма во взаимодействии новых мировых сил. Снова будут вспоминать пророчества Хантингтона о столкновении цивилизаций на религиозной основе.

Между тем, как показывают наши исследования, эта концепция не выдерживает критики.

В нашей стране мы как раз имеем примеры, когда находят мирные способы взаимодействия людей разных культур и разных религиозных конфессий.  

Например, в Татарстане взаимодействуют приблизительно равновеликие общины — русские и татары — сообщества, отличающиеся по этничности и религиозности. И даже в условиях политического конфликта в 1990-е годы между представителями русских и татар не было таких напряжений, которые перерастали в насильственные столкновения. Наши исследования показывают, что сами по себе этнические и религиозные различия не являются источником насильственных конфликтов.

Эти различия могут быть использованы заинтересованными силами, элитами, выражающими их интересы, но сами по себе они не рождают конфликта.

Поэтому у меня как у человека, который работает в сфере национальных отношений, самые большие опасения вызывает возможное перенесение событий террористического, политического действия на уровень повседневных человеческих взаимодействий и практик. В нашей публичной сфере могут появиться попытки возложить ответственность за теракты на этнические или религиозные сообщества. И это мне представляется одним из наиболее опасных последствий недавних терактов для нашего общества.

Я не исключаю, что в ходе предвыборных акций, которые разворачиваются в нашей стране, найдутся политики, которые станут играть на национальных чувствах и интересах, отыскивая противоречия, которые всегда могут иметь место в отношениях между людьми.

Парадокс нашего времени состоит в том, что сами этнические различия стираются, особенно в городской среде, но в политической борьбе широко используется этнический фактор. А в нашей стране использование именно этого фактора связано со значительным внутриполитическим риском.

Связано это прежде всего с тем, что сейчас в нашей стране взаимодействуют не только люди разных национальностей, которые давно живут на территории России, но и мигрантские сообщества.

В нашей стране ситуация становится сходной с европейской.

События в Брюсселе связаны с тем, что эти недавние мигранты не находят себе применения в реальной жизни, даже становясь гражданами страны, не могут пользоваться теми же благами, что другие люди. Они попадают в конфликтные ситуации, и их-то и используют те, кто заинтересован в террористических актах.

У нас тоже есть среди мигрантов люди, которые устроены хуже других. Как и в Европе, именно среди этой категории мигрантов вербовщики из террористических группировок ищут потенциальных исполнителей терактов, так же как и среди людей, давно живущих в менее обустроенных территориях областей и республик.

Поэтому, чтобы минимизировать вероятность негативного сценария, мы должны, с одной стороны, укреплять меры безопасности, а с другой — шире опираться на так называемое гражданское общество, которое ставит вопросы и мобилизует власть и население на решение сложных проблем в нашей жизни.

Первое — мы должны проводить более жесткую миграционную политику. Мы должны проверять тот миграционный приток, который к нам прибывает, на уровень благонадежности. Мы должны проверять их законодательное присутствие — насколько законны документы, которые они имеют, не состоят ли они на учете в правоохранительных органах или в медицинских учреждениях в своей стране. 

Второе — это то, что начато нашими службами безопасности. Уже сейчас система безопасности в наших аэропортах оказалась более действенной, чем в европейских. Тем не менее меры безопасности в аэропортах должны быть усилены, следует вводить реальные проверки, контроль на вход, на выход.

В субъектах федерации особое внимание должно быть привлечено к территориям и районам «высокого риска». Например, в Башкирии, в других регионах есть целые села, где люди живут очень неблагополучно и, что самое главное, не видят перспективы. Отсутствие перспектив социального роста и материального благополучия делает их мироощущение безнадежным. Среди этих-то разочаровавшихся и отчаявшихся как раз и происходит вербовка.

Но трудное экономическое положение, социальное неравенство — только один фактор риска. Другим фактором, провоцирующим этнические противоречия, является публичная сфера, пространство публичных высказываний, публичной полемики, в которой задеваются национальные чувства людей — так называемое символьное пространство, приобретающее всё большее значение.

Сейчас к сдерживанию противостояний и экстремистских действий, экстремистских высказываний необходимо привлекать самые разные общественные силы. Общественные организации могут сыграть большую роль и в профилактике роста негативных настроений.

В этих условиях я бы возлагала очень большие надежды на гражданское общество. Люди, которые вербуются ИГИЛ на наших территориях, живут внутри сообществ. Поэтому их окружение, школа, соседи должны обращать особое внимание на тех, кто живет рядом с ними и находится в трудной ситуации.

Должна сказать, что позитивные сдвиги в этом отношении у нас есть. Смотрите, как помогают больным детям, как пытаются сеять добро через информационную сеть.

Поэтому единственный путь избежать обострения этнических и межконфессиональных противоречий в нашей стране — это мобилизация общественных сил вместе с действиями органов безопасности. 

Автор — руководитель центра «Исследования межнациональных отношений» Института социологии РАН, член Совета при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.

Все мнения >>

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Известия // суббота, 26 марта 2016 года

Теория конфликта цивилизаций не выдерживает критики

Теория конфликта цивилизаций не выдерживает критикиПрофессор-социолог Леокадия Дробижева — о том, как не дать террористам поссорить народы

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке