Среда, 29 марта 2017
Культура 1 апреля 2016, 17:59 Наталья Васильева

Раскольников переселился в лихие девяностые

«Преступление и наказание», став рок-оперой, не утратило драматизма, но приобрело здоровый юмор

Фото: пресс-служба Московского театра мюзикла

Режиссер Андрей Кончаловский представил на суд коллег и близких рок-оперу «Преступление и наказание». Вопреки традиции премьера в Театре мюзикла состоялась не в первый день показа, а лишь когда труппа обкатала постановку целых 12 раз. Поддержать Кончаловского приехали члены его семьи — супруга Юлия Высоцкая и семейство Михалковых. 

До того за «Преступление и наказание» брались многие российские и зарубежные режиссеры. Первый спектакль был показан в Театре имени Моссовета режиссером Юрием Завадским в 1969 году. Роль Раскольникова тогда исполнил Геннадий Бортников, после чего она перешла к Георгию Тараторкину, снявшемуся впоследствии в одноименном фильме Льва Кулиджанова. Спустя 10 лет «Преступление и наказание» поставил Юрий Любимов в Театре на Таганке, отдав главную роль Александру Трофимову. 

Музыку к рок-опере «Преступление и наказание» более 35 лет назад написал Эдуард Артемьев. Композитор вместе с режиссером и автором либретто Юрием Ряшенцевым не раз пытались осуществить постановку в разных театрах мира, однако идея так и не была воплощена. В итоге многолетнего творческого поиска авторы практически полностью переписали произведение и предоставили его Театру мюзикла.

— Мы изменили концепцию и перенесли действие в новое время, которое перекликается и со вчерашним, и с сегодняшним, и с завтрашним днем. Мы хотели бы путешествовать во времени, — отметил Андрей Кончаловский. 

Путешествие привело режиссера в 1990-е. Дважды звучат «Два кусочека колбаски», запись хита группы «Комбинация». Раскольников (Александр Казьмин) приглашается на хеллоуин к Порфирию Петровичу (Ефим Шифрин), а массовка с клетчатыми сумками в руках и проститутки в разноцветных лосинах окончательно утверждают историю во временах бесконтрольного бизнеса и свободы нравов.

С литературным оригиналом режиссер тоже обошелся вольно —  существенно сократил роман, пожертвовав историей сестры Раскольникова Дуней в пользу лирического сюжета Родиона и Сони (Мария Биорк). 

Из вокальных достижений отмечу пронзительную ария Сони «Боль — страх!». В целом же музыкальная составляющая решена в свойственном Артемьеву стиле возвышенного мелодизма.

В постановке отражены многие болезненные для современного общества вопросы. В частности, что выбрать уважающей себя девушке —  рай в шалаше с любимым или сытую жизнь с возрастным богачом. «Я оставлю девушке наследство, которого, возможно, хватит до конца жизни, а что можешь дать ей ты?» — резонно вопрошает Свидригайлов Раскольникова.

Несмотря на драматизм, сценарий не лишен юмора. Возникающие в зрительном зале смешки чаще всего спровоцированы забавными распевами уличного музыканта-алкаша. Веселит зрителей и резюме гармониста, высказанное после ареста Раскольникова: «Убийцы, воры, олигархи — они тут все через одного». 

В финале на поклон вышла почти вся труппа (в рок-опере участвует более 60 артистов, всего четыре состава). После того как всех Сонечек, Раскольниковых, Порфириев и Свидригайловых поименно представил худрук театра Михаил Швыдкой, на сцену поднялись Андрей Кончаловский и Эдуард Артемьев. Зал стоя рукоплескал авторам и актерам. 

Наверх
Реклама

Мнения

Наверх