В фигурном катании у России только девушки

Только в последний день чемпионата мира по фигурному катанию, завершившегося в воскресенье в американском Бостоне, сборная России благодаря девушкам-одиночницам наконец завоевала медали. Более того, 16-летняя Евгения Медведева, которая уезжает домой с золотом, и 17-летняя Анна Погорилая, ставшая бронзовым призером, вытащили нашу команду на первое место в общем зачете.
Опасно, когда все надежды огромной и любящей победы страны возлагаются на хрупкие плечи трех юных девушек, старшей из которых через неделю исполнится всего 18. В Бостоне вышло именно так: к заключительному виду соревнований у сборной России медалей все еще не было. К счастью, плечи оказались что надо: изящные, но крепкие.
В короткой программе судьи были не слишком щедры по отношению к российским фигуристкам, наказав их за мелкие помарки строже, чем могли бы, и поставив на второе, третье и пятое места (Погорилая, Медведева и Радионова). Большинство обычных людей подобная ситуация выбивает из колеи. Но этих спортсменок она только раззадорила.
Медведева, выигравшая в последние полгода все турниры, в которых участвовала, восприняла свой третий результат в короткой программе как вызов. В начале сезона публика уже ахнула от спортивной наглости дебютантки, которая смело переносит прыжки во вторую половину проката для того, чтобы получить дополнительную надбавку в баллах. Современное фигурное катание не зря сравнивают с математикой и юриспруденцией, поскольку оно требует виртуозного, как у бухгалтеров, умения считать и способности, как у адвокатов, трактовать в свою пользу довольно запутанные правила. В Бостоне Медведева снова поразила всех. В произвольной программе она сделала все прыжки, кроме, кажется, одного, с поднятой вверх рукой — чтобы они «стоили» дороже. В итоге она установила новый мировой рекорд (150,10 балла) и одержала безоговорочную победу по сумме двух прокатов (223,86).
Для бронзового призера Погорилой нынешний сезон складывался сложнее некуда: ее падения зрители видели куда чаще, чем улыбку. Но спортсменка сумела собраться на двух самых важных турнирах — чемпионате России, где нужно было «выгрызать» место в составе сборной в условиях жесточайшей конкуренции, и на чемпионате мира. И это говорит о многом. Осталось приобрести немного нахальства и уверенности в себе. Всего того, что в избытке есть у американки Эшли Вагнер, на кураже сумевшей в Бостоне завоевать серебро.
Шестой результат Радионовой — это несчастный случай и не более. В тех видах спорта, где оценки хоть в какой-то степени зависят от людей, кого-то всегда могут принести в жертву дипломатическим интересам, требующим уважить и другие страны тоже. Это такая же объективная данность фигурного катания, как то, что лед скользкий.
Еще порадовало четвертое место 21-летнего Михаила Коляды. Наш фигурист исполнил обе программы безошибочно и мощно, выглядел так уверенно, словно это не первый его чемпионат мира, а десятый. Как это часто бывает с новичками, арбитры не поскупились на оценки за технику, но слегка «прижали» баллами за компоненты. Именно Коляду стоит благодарить за то, что Россия в мужском катании сохранила две квоты на следующий чемпионат мира. После провала Максима Ковтуна (18-е место) перед сборной замаячила перспектива остаться с одним одиночником.
Но этот результат Коляды — не повод впадать в эйфорию. Чтобы удержаться наверху, ему еще предстоит много работать, в том числе над повышением технической сложности программ. С одним четверным прыжком в своем арсенале он пока не дотягивает до уровня лидеров. И сам спортсмен, судя по его интервью, понимает это. Но на то, чтобы научиться стабильно исполнять сложнейшие элементы, могут уйти годы. К примеру, теперь уже двукратный чемпион мира испанец Хавьер Фернандес начал успешно делать по три четверных прыжка в одной программе еще в сезоне-2012/13. И первое время уходил со льда, практически волоча за собой одну ногу, — таких физических усилий это требовало. Еще несколько лет он потратил на то, чтобы научиться исполнять не только трудные прыжки, но и сложные связки между элементами, без которых сегодня по-настоящему высоких баллов не получить.
Непонятно, что произошло у нас с парным катанием. Три российских дуэта были способны бороться в Бостоне за медали, но заняли места с четвертого по шестое. Причем шестыми оказались олимпийские чемпионы Сочи Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Кто-то видит в этом повод бить тревогу — мол, российская школа теряет конкурентоспособность. Другие призывают подождать, пока здоровье позволит лидерам сборной кататься в полную силу и освоить сверхсложные элементы вроде четверных подкрутки и выброса. Но в конце концов у бронзовых призеров ЧМ-2016 из Германии Алены Савченко и Бруно Массо элементов из разряда «ультра-си» тоже пока нет, если не считать редкого для спортивных пар каскада из двух тройных прыжков. А россиян в Бостоне подкосили в первую очередь банальные ошибки: одни превысили лимит времени для проката, другие сорвали каскад и поддержку, третьи упали с прыжка.
В танцах на льду, если судить по результатам Бостона, мы окончательно утратили былые позиции солистов и заняли места в кордебалете. На следующем чемпионате мира у России здесь тоже будет лишь две квоты. Про шансы на медали пока приходится скромно молчать.