Журналистам хотят запретить интересоваться изнасилованиями детей

Журналистам хотят запретить рассказывать об изнасиловании несовершеннолетних. Псковское областное собрание депутатов направило в Госдуму законопроект, который направлен на ужесточение ответственности за «сбор и распространение информации об обстоятельствах совершения противоправных деяний против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних». Журналистам будет разрешено запрашивать информацию о подобных делах исключительно у следственных органов и прокуратуры. Распространение информации, полученной из других источников, без письменного согласия законного представителя или самого пострадавшего несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, полностью запрещено. Поправки предлагается внести в Уголовный кодекс и закон «О СМИ».
В пояснительной записке депутаты указывают, что сегодня ответственность за сбор информации о несовершеннолетних пострадавших отсутствует, хотя «создает не меньшую опасность общественным отношениям, чем распространение таких сведений». Депутаты также отметили, что при сборе информации о произошедшем журналистам необходимы комментарии, поэтому они контактируют с родственниками, одноклассниками и друзьями пострадавшего. Авторы законопроекта указывают, что сбор информации поддерживает негативный эмоциональный фон вокруг жертвы и влияет на психологическую реабилитацию, «заставляя ее вновь переживать обстоятельства произошедшего». Кроме того, комментаторы в журналистских материалах дают свои оценки произошедшего, в которых зачастую говорят, что пострадавший сам виноват в произошедшем.
На сегодняшний день запрет на разглашение информации о личности несовершеннолетнего пострадавшего установлен ст. 41 закона «О СМИ». Хотя есть и исключение, при котором такую информацию можно публиковать: необходимо получить согласие пострадавшего или его законного представителя. Есть и еще ряд ограничений по распространению информации об изнасилованиях несовершеннолетних, они установлены с. 161 и ст. 241 УК РФ. В них речь идет о запрете распространения информации о таких преступлениях, если это может помешать следствию либо если судебное заседание проходит в закрытом режиме.
Часть 3 ст. 137 УК РФ предусматривает ответственность СМИ только за указание личности несовершеннолетнего пострадавшего и «информации о физических или нравственных страданиях, повлекшее за собой причинение вреда здоровью или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия». То есть о самом факте преступления сейчас можно собирать и распространять информацию без указания имени жертвы. Наказание предусмотрено исключительно за распространение информации, после которой ребенок стал психически неуравновешенным или, к примеру, совершил самоубийство.
По заявлению авторов законопроекта, установить, чья именно публикация привела к тяжелым для ребенка последствиям, практически невозможно. Поэтому они предлагают исключить 3-ю часть этой статьи, заменив двумя новыми пунктами. В первом они указывают, что наказание следует выносить «за незаконные сбор и распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ и информационно-развлекательных сетях информации об обстоятельствах деяния против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего». Получается, если СМИ без согласия законного представителя или пострадавшего будут, например, расспрашивать о произошедшем свидетелей или друзей, им грозит штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или даже лишение свободы сроком до пяти лет с лишением прав ведения журналистской деятельности на срок до шести лет.
Во втором пункте депутаты предлагают наказывать за распространение информации, «указывающей на личность несовершеннолетнего пострадавшего в результате противоправного деяния либо информации, содержащей описание полученных им физических или нравственных страданий». За нарушение — штраф от 150 тыс. до 350 тыс. рублей или лишение свободы до пяти лет с лишением прав ведения журналистской деятельности на срок до шести лет.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов считает, что необходим баланс между правами журналистов и правами несовершеннолетних.
Могу сказать, что у нас иногда перегибают палку, рассказывают в таких подробностях, что вместо помощи потерпевшему ребенку становится только хуже, — отметил Астахов. — Но это же не повсеместно, поэтому нужно искать баланс.
Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев считает, что поправки заслуживают поддержки, однако указывает, что стоит учитывать положения действующих статей Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.
Комментария от представителей Псковского областного собрания депутатов получить не удалось.