Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В акции «Бессмертный полк» в Буэнос-Айресе приняло участие более 200 человек
Общество
В Госдуме рассмотрят упрощение присвоения звания «Ветеран труда» для работников ОПК
Мир
В Вашингтоне впервые за шесть лет прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
Пакистан испытал дальнобойные ракеты на фоне напряженности отношений с Индией
Общество
Глава СК поручил возбудить дело из-за осквернения памятника героям ВОВ в Болгарии
Мир
Президент Кубы выехал в РФ для участия в торжествах по случаю 80-летия Победы
Мир
Восемь стран ОПЕК+ сообщили об увеличении добычи нефти в июне
Мир
СМИ сообщили об отмене Фицо рабочей программы из-за возможных проблем со здоровьем
Мир
В Пекине прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
РФ и Пакистан проведут телефонный разговор на уровне глав МИД
Мир
Пять человек провели более двух суток на крыше самолета после крушения в Боливии
Мир
Нетаньяху перенес свой визит в Азербайджан
Общество
Граждане КНР собрались в центре Москвы в ожидании репетиции парада Победы
Общество
Москвичей предупредили об усилении ветра до 17 м/с с 3 по 5 мая
Общество
В парке «Патриот» высадили масштабный геоглиф в честь Дня Победы
Мир
Сенатор США выступила против финансирования Украины на фоне сделки по ресурсам
Мир
Президент Мексики выступила против размещения войск США в стране

Пенсионный маневр

Экономист Ярослав Лисоволик — о том, как повысить пенсионный возраст и сделать это мягко
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

На фоне кризисных явлений в российской экономике активизировалась дискуссия относительно механизмов ее адаптации к «новым реалиям» низких цен на нефть и сокращения доходов бюджета. В этих условиях для бюджета ключевым вопросом является уже не столько то, будет ли сокращение расходов или нет, а то, насколько радикальным должно быть такое сокращение расходов.

С учетом высоких темпов роста социальных расходов в последние 15 лет, а также высокого уровня бюджетных дисбалансов на фоне уменьшения Резервного фонда вполне вероятно, что одним лишь снижением инвестиционных расходов (как это было в предыдущие кризисные периоды) вряд ли можно будет стабилизировать бюджетную ситуацию — на информационное поле все чаще выходит вопрос о возможности повышения пенсионного возраста. 

В сегодняшнем контексте ситуация, с которой сталкивается Россия в бюджетной сфере, отнюдь не уникальна — в условиях замедления мировой экономики многие развитые и развивающиеся страны испытывают бюджетные проблемы, в связи с чем целый ряд стран (в том числе многие страны ЕС) делают выбор в пользу повышения пенсионного возраста. 

Для России ситуация обостряется несбалансированностью бюджетной системы, неразвитостью накопительной пенсионной системы, неблагоприятной демографической ситуацией, высокой зависимостью бюджетных доходов от динамики цен на нефть. В то же время есть также целый ряд факторов, которые требуют осторожности в реализации такого рода мер, особенно учитывая те перекосы в нашей экономике, которые были накоплены в последние десятилетия. 

Прежде всего если решение о повышении пенсионного возраста все-таки принимается, то такого рода шаг должен сопровождаться (или даже скорее предваряться) мерами, которые смягчают воздействие этих мер на наиболее уязвимые группы населения. 

Одним из таких механизмов является механизм «переходного периода» — после анонсирования решения о повышении пенсионного возраста предоставляется достаточно длительный период для поэтапной реализации такого рода мер с мониторингом их воздействия на социальное положение. Во многих европейских странах в течение переходного периода проводилась активная работа со стороны государства по разработке механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам пенсионеров наряду с разъяснительной работой, которая должна была подготовить население к принимаемому решению. 

При принятии решений о путях адаптации российской экономики к кризису необходимо также учитывать то, в какой фазе развития она находится, — меры, пригодные в условиях бурного роста, оказываются неэффективными или слишком болезненными в период спада. В этом отношении необходимо учитывать то, что наиболее уязвимым категориям населения, в том числе пенсионерам, сложнее всего адаптироваться к кризисным явлениям в экономике — таким как рост инфляции или резкие колебания курсов валют. 

Наконец, следует учитывать, что Россия — страна с высоким уровнем дисбалансов — будь то в отраслевой сфере, в области регионального развития, а также в доходах различных групп населения. Уровень неравенства доходов населения в России остается одним из самых высоких в странах бывшего СССР и Европы. 

При этом, однако, следует оговориться, что, по данным ОЭСР, в развитых странах уровень неравенства доходов населения достиг рекордных уровней, что с точки зрения международных организаций, в том числе МВФ, негативно сказывается на темпах мирового экономического роста. 

Для России проблема неравенства может являться ограничителем не только экономического роста, но и достижения консолидированного решения относительно дальнейшего пути развития экономики. 

Все вышеуказанные факторы говорят в пользу того, что если решение о повышении пенсионного возраста принимается, то необходимо по возможности придерживаться определенной последовательности в реализации мер по стабилизации экономики и бюджета, при которой на первый план должны выходить меры, которые позволяют компенсировать часть издержек, ложащихся на плечи уязвимых слоев населения. 

В области бюджетных расходов приоритетное значение должно отдаваться сокращению неэффективных расходов, в том числе в административной сфере, а также сокращению неэффективных и непрофильных издержек на уровне регионов и государственных компаний. Реализация этих мер может существенно снизить нагрузку на социальную сферу в деле адаптации нашей экономики к кризису. 

В области бюджетных доходов соображения социальной справедливости и снижения неравенства говорят в пользу перехода на прогрессивную шкалу налогообложения доходов населения. Опасения относительно ухода налогооблагаемой базы в тень обоснованы, однако, хочется верить, что состояние налогового администрирования уже значительно улучшилось по сравнению с лихими девяностыми. Как и в случае с повышением пенсионного возраста, повышать налоги надо осторожно, однако, и в том, и в другом случае постоянно откладывать трудные решения становится все сложнее. 

Автор — главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР)

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности