Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России объявило в розыск правнучку летчика Чкалова
Мир
Лавров счел конференцию в Швейцарии по Украине формой ультиматума для РФ
Политика
В СФ посчитали преждевременной идею о возобновлении переговоров с Украиной
Недвижимость
Цены на недвижимость в массовом сегменте Москвы за год выросли на 18%
Авто
В РФ могут увеличить лимит выплат по ОСАГО при европротоколе
Мир
На акции против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 20 человек
Экономика
СПБ Биржа приостановила торги ценными бумагами из-за технического сбоя
Происшествия
Машина астраханского депутата Харитонова взорвалась в зоне СВО
Общество
Кардиохирург рассказал о возможности появления в России госоргана по продвижению ЗОЖ
Мир
В ВСУ признали неготовность к обороне Волчанска в Харьковской области
Политика
Эксперт указал на связь кадровой политики со стоящими перед РФ вызовами
Здоровье
Врач указала на риск развития рака и из-за дефицита фолиевой кислоты
Мир
В Армении на акциях в поддержку отставки Пашиняна задержали 151 человека
Авто
ГИБДД указала на рост аварийности с участием детей в праздники
Происшествия
Два человека госпитализированы после взрыва в доме в Ростовской области
Происшествия
В отношении бывшего сотрудника «Яндекса» возбудили дело о госизмене
Недвижимость
Москва догнала Дубай по объемам строительства жилых небоскребов

«Летите во Внуково и сделайте фото: Никита Сергеевич целует Гагарина»

55 лет назад «Известия» написали о полете Юрия Гагарина. Патриарх отечественной фотожурналистики Сергей Иванович Смирнов — о первых фотографиях «главного человека космоса»
0
«Летите во Внуково и сделайте фото: Никита Сергеевич целует Гагарина»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выдающийся фотокор «Известий», старейший советский фотограф Сергей Иванович Смирнов стал одним из первых фотографов, снявших Юрия Гагарина после возвращения из исторического полета — первого в истории полета человека в космос.

К Дню космонавтики мы публикуем интервью с Сергеем Ивановичем. Он стал сотрудником отдела иллюстраций «Известий» в 1959 году, за два года до полета Юрия Гагарина в космос. В шеститомном издании «Известия»: страна, события, судьбы», вышедшем к 90-летию газеты, Сергей Иванович вспоминал: «Насколько мне известно, фотокорреспонденты газет не имели доступа в Центр подготовки космонавтов. Во всех газетах, вышедших 13 апреля, был напечатан один и тот же официальный портрет космонавта № 1, переданный по каналам ТАСС. Правда, «Известия» на 12 часов смогли опередить всех, потому что тогда газета в Москве выходила вечером». 




Больше всего фотокор гордится как раз снимком с первым космонавтом, где Юрий Гагарин и Никита Хрущев держат вечерний выпуск «Известий». Рассказать о той самой фотографии мы попросили самого Сергея Ивановича.

— Как проходили съемка и подготовка к ней?

— Дело в том, что тому снимку со свежим выпуском газеты «Известия» предшествовал другой. Собственно, он и попал в тот номер газеты, который рассматривали Никита Хрущев и Юрий Гагарин.

— Расскажите поподробнее.

— 11 апреля меня вызывает главный редактор «Известий» Алексей Иванович Аджубей и дает задание: «Сергей, завтра на Пушкинской площади будет стоять вертолет. Полетите на нем во Внуково и сделаете фотографию «Никита Сергеевич целует Гагарина». На что я отвечаю: «Когда два человека обхватывают друг друга, лиц не видно», ну это такой технический момент, его нужно очень четко поймать. В итоге от вертолета я отказался.

— Почему?

— Интересно было снять торжественный эскорт по пути в Москву. В итоге в аэропорт мы отправились на редакционной машине.

— И что происходило во Внуково?

— Кроме меня, встречу Гагарина снимали еще лишь два аккредитованных фотокорреспондента — «Правды» и ТАСС, а из киношников — знаменитый Роман Кармен. Для нас соорудили вышку, с которой мы могли снимать.

После официального строгого доклада космонавта Никита Сергеевич приближается к Гагарину, готов обнять его. Толпа чуть расступилась, посторонились жена и родители Юры. В видоискателе фотоаппарата я хорошо вижу двух первых людей — страны и космоса. Нажимаю на спуск. Один кадр, второй, третий... Про себя отмечаю, что успел поймать самый удачный момент, когда они друг к другу руки протянули и через мгновение обнимутся. Есть кадр!

— А дальше?

— Рядом с машиной, в которой сидели Хрущев с Гагариным, едет машина с двумя кинооператорами, а с другой мы, фотокоры «Известий» «Правды» и ТАСС. Великолепную совершенно вещь мы сняли — проезд от Внуково до Кремля. Но дело в том, что мне нужно было попасть в номер (вечерний номер «Известий». — «Известия») — это было самое важное. Накануне я договорился с Алексеем Ивановичем Аджубеем, и он получил пропуск на машину, которая ждала меня у храма Василия Блаженного. Потому что начиналась праздничная демонстрация, чествование Гагарина на трибуне у Мавзолея, а я уже должен быть в редакции.

— Боюсь представить, что там происходило.

— Редакция, что называлось, стояла на ушах, у нас не было никаких цифровых технологий. Раньше рекордный срок — 40 минут на изготовление клише! Короче говоря, сделали это клише, и я жду первый тираж, пачку газет — там 50 штук или больше. Шофер помог донести мне ее до автомобиля, и мы обратно возвращаемся в Кремль, через Боровицкие ворота.

— А там?

— А там Гагарина представляют послам иностранных государств. Он, как человек скромный, всем: «Здравствуйте, большое спасибо!». Когда сваливается на человека такая обстановка, конечно, очень тяжело. И потом награждение, я и еще один фоторепортер поднялись к нему. Брежнев вручал ему звание Героя. Потом ритуальное фотографирование высоких членов Политбюро с Гагариным и его семьей, потом отдельно. Сейчас эстрады, которая была в конце зала, не существует. Тогда это было для всяческих концертов, которые происходили во время приемов.

— А кто там выступал в тот день?

— Много кто. Например, ансамбль «Березка». Кстати, у меня есть фотография, где сидят Гагарин, Хрущев, Нина Петровна, Валя Гагарина и Брежнев — пьют кофе. И я сделал своей жене подарок, потому что она танцевала в ансамбле «Березка», на этом же концерте. У нас на стене висит эта фотография.

 — Вернемся к снимку, где Юрий Гагарин и Никита Хрущев держат в руках вечерний выпуск «Известий». Как удалось это запечатлеть?

— Алексей Иванович раздал пахнувший типографской краской номер «Известий» Хрущеву, Гагарину, гостям. Никита Сергеевич что-то стал говорить Юрию. У того на лице засияла его неподражаемая улыбка. Сзади стоял довольный Алексей Иванович.

«Летите во Внуково и сделайте фото: Никита Сергеевич целует Гагарина»

— Осознавали ли вы в тот момент всю значимость снимка, который сделали? Что вы при этом ощущали?

— Я за свои 57 лет непрерывной службы в «Известиях», до сих пор, между прочим, всегда уверено шел на съемку и был уверен в себе. Времени осознать такие глубокие вещи у меня не было. Главное, чтобы технически всё прошло гладко.

— А хотелось вам, чтобы кто-то сфотографировал вас рядом с первым космонавтом, и была ли такая возможность?

— Я никогда в жизни не ставил такой задачи. Хотя у меня море фотографий с первыми лицами государств — не только Советского Союза, но и всего мира.

— То есть с Гагариным у вас тоже есть фотография.

— Отдельной фотографии нет. Но есть прекрасная общая фотография, сделанная в 1965 году на Параде Победы: мы все репортеры, но не все, а те пять человек, которые снимали в Кремле. Это Василий Егоров — фотокорреспондент ТАСС-фотохроники, мой большой друг, к сожалению, уже ушедший, Александр Васильевич Устинов — фотокорреспондент газеты «Правда» и другие фоторепортеры — из газет «Сельская жизнь» и «Труд», а также из агентства печати «Новости».

«Летите во Внуково и сделайте фото: Никита Сергеевич целует Гагарина»

— Удавалось ли вам лично пообщаться с первым космонавтом?

— Нет, я всё время был при первом лице государства. Вначале при Хрущеве, потом при Брежневе.

— То есть вы были отданы работе и на всё прочее времени у вас не всегда хватало?

— Конечно, я ни разу не опоздал сделать необходимые снимки в номер. 

Комментарии
Прямой эфир