«Когда принес домой премию, мама подумала, что я вступил в банду»

В последнее время резко увеличился отток наших футболистов, особенно молодых, в Европу, которые едут туда не за деньгами, а за практикой. Один из таких примеров — Сердер Сердеров. К своим 22 годам он уже успел получить интересный футбольный опыт. Выступая за ЦСКА и махачкалинский «Анжи», играл под руководством Леонида Слуцкого и Гуса Хиддинка, поиграл со многими звездами, в том числе со знаменитым камерунцем Самуэлем Это'о. Именно Сердеров «уволил» Валерия Карпина с поста главного тренера «Спартака», забив гол и сравняв счет (2:2) на 95-й минуте матча дагестанского клуба с красно-белыми в чемпионате России-2013/14. Корреспондент «Известий» встретился с молодым футболистом, который сейчас защищает цвета болгарской «Славии», и расспросил его о причинах отъезда и планах на будущее.
— Недавно вы перебрались в чемпионат Болгарии, в команду, которую возглавляет известный российский тренер Александр Тарханов. Как ваши дела в «Славии»?
— Всё отлично, никакого давления, тренер доверяет и дает играть. До перехода в «Славию» я практически полгода не играл, а в основном сидел на лавке.
— Почему выбрали именно болгарский чемпионат?
— Были варианты устроиться и в России. Но все-таки я с Тархановым уже был знаком, и он давно хотел пригласить меня к себе в команду. Зная, как Александр Федорович работает с молодыми футболистами, я принял решение поехать именно в Болгарию. Считаю, что в данной ситуации это был правильный выбор.
— «Славия» — это трамплин?
— Конечно, хочется показать, на что я способен, и постараться подняться на более высокий уровень. Но если «Славия» попадет в еврокубки, почему бы не остаться.
— Вы с Тархановым — единственные россияне в команде. Александр Федорович более снисходителен к вам?
— Я бы так не сказал, поблажек у меня нет. Но то, что он общается со мной чаще, чем с другими ребятами, — это факт.
— Чем болгарский футбол отличается от российского?
— Здесь, наверное, меньше борьбы. В Болгарии абсолютно все команды стараются играть в комбинационный футбол, а в России есть такие, которые и сами не играют, и другим не дают.
— А инфраструктура?
— С этим похуже. Всего у 5–6 команд нормальные стадионы, а у остальных... В России на таких тренируются. Что касается болельщиков, то их много только у тех же 5–6 команд. Мы недавно играли против «Ботева» из Пловдива, и пришло очень много болельщиков, полный стадион.
— Встречались с кем-нибудь из футболистов нашей премьер-лиги в Болгарии?
— Из футболистов нет. Но второй тренер нашей команды — Мартин Кушев, который много лет играл в «Амкаре». Он хорошо говорит на русском языке, поэтому часто с ним общаемся. Мартин рассказывает, что ему очень нравилось в России и он скучает по «Амкару».
— В прошлом сезоне вы выступали за «Крылья Советов», но прервали аренду и ушли из команды, что случилось?
— У меня возникли проблемы личного характера. Так сложились обстоятельства, что я был очень нужен дома, в Махачкале.
— Вы, как известно, выступали в ЦСКА. Как вам опыт работы с Леонидом Слуцким? Могли тогда подумать, что он возглавит сборную?
— Леонид Викторович — вообще прогрессивный тренер, и я не удивлен, что он дошел до уровня национальной команды. Его отличительной чертой является то, что он хорошо общается со всеми футболистами. Ведь бывает, когда играешь, тренер с тобой постоянно контактирует, а если нет игровой практики, тебе даже ничего не говорят, и тогда очень тяжело становится. Леонид Викторович старается уделить время и внимание каждому игроку.
— Также вы работали с Гусом Хиддинком. Чем в первую очередь запомнился знаменитый голландец?
— Слуцкий, например, в нужный момент и напихать может, а чтобы Хиддинк на кого-то ругался, я такого не видел. Гус всегда на позитиве.
— Даже после поражений?
— Да, он постоянно шутил, неважно — победа или поражение. Но для русских игроков, наверное, лучше, когда тренер и напихать может. Вы же знаете наш менталитет, можем и на голову сесть.
— С Хиддинком были подобные ситуации?
— Не припомню такого. Вообще в то время была особенная атмосфера. Если вы сейчас спросите у кого угодно из того состава, например, у Смолова или Шатова, уверен, они скажут, что это было лучшее время в их карьере. Всё было на таком высоком уровне, что казалось, мы играем не за «Анжи», а за «Барселону».
— Говорят, в ЦСКА как-то подшучивают над новичками, перешедшими в клуб. Как разыграли вас?
— У меня ничего необычного не было — подсолили сок. Я ожидал этого, но всё равно купился.
— Вспомните самого странного легионера, с которым вам приходилось играть...
— Ничего прямо такого странного вспомнить не могу. Но, например, Херсон Асеведо, который все время ходит с модными прическами, стрижет сам себя. Еще никогда не понимал Ким Ин-Сона из ЦСКА. Он никогда ни с кем не общался и всегда находился в каком-то своем мире.
— Одно время ходили слухи, что вами интересуется «Ювентус»...
— Это безумно раздутая история. На самом деле мы просто сыграли с «Ювентусом» на детском турнире и победили 3:0, а я оформил хет-трик. После этого мной заинтересовались и хотели пригласить в академию «Юве». А в прессе писали так, будто это было предложение от основной команды.
— Возможно, у вас были другие предложения из Европы?
— Перед самым переходом в «Анжи» был вариант с голландским ПСВ. Контракт уже практически был подписан. Но в последний момент решил перейти в «Анжи», чтобы быть ближе к родному дому.
— Когда перешли в «Анжи», серьезную прибавку получили к зарплате по сравнению с ЦСКА?
— В ЦСКА у меня была небольшая зарплата. В «Анжи» мне сразу дали в два раза больше. В контракте были бонусы, например, за голы и игры в основе. В итоге через 3–4 месяца стал получать серьезные деньги. Но в основном все жили за счет премий, они были просто сумасшедшие.
— За какой матч выплатили самые большие премиальные?
— То ли после матча со «Спартаком», то ли с «Динамо» в раздевалку зашел президент команды и сказал: «Всем двойные премиальные». В то время в «Анжи» и так были огромные премии, а тут еще и в два раза больше дали.
— Наверняка помните, на что потратили эти деньги.
— Я отдал все деньги родителям. Помню, мама даже подумала, что я в какую-то банду попал.
— Помните, как забили «Спартаку» на последних секундах и сравняли счет в матче? После той встречи с «Анжи» Валерий Карпин был уволен...
— Конечно, помню. Нам тогда очень нужны были очки. Меня выпустили на замену на последних минутах, и я успел забить. Наверное, это самый важный гол в моей карьере. Через несколько туров я забил «Динамо», и тогда уволили Дана Петреску. Потом ребята шутили, что мне лучше вообще больше не забивать.