Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Новое правительство — старые проблемы

Политолог Тамара Гузенкова — о том, что США хотели бы «подвесить» Порошенко с помощью «коррупционного досье»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Если сделать запрос на «Яндексе» по теме «достижение компромисса по правительству на Украине», то может показаться, что речь идет о военных сводках с передовой фронта. Сообщения помечены отметками «три – два – час – тридцать минут назад». Приводятся промежуточные сведения о достигнутых договоренностях. Вносятся уточнения и дополнения в правительственный список. Обильно цитируются высказывания украинских политиков. Ни дать ни взять а-ля битва при Ватерлоо, к исходу которой приковано внимание всей международной или, по крайней мере, российской общественности.

Столь острый интерес к внутриполитическим украинским пертурбациям может создать иллюзию критической важности и даже судьбоносности происходящего. Между тем подобного рода ожидания в действительности имеют под собой крайне мало оснований. А чрезмерное погружение в детали может привести к потере главного.

На что же стоит обратить внимание в связи с отставкой А. Яценюка, назначением нового премьер-министра и нового состава правительства? Во-первых, персональный состав предполагаемого правительства свидетельствует практически о полном провале эксперимента по внешнему управлению с помощью «варягов» — приглашенных иностранных министров и кризисных менеджеров. Украинская политическая среда оказалась для них слишком агрессивной, и они в ней просто не выжили. Где Яресько? Ее нет в списках нового правительства. А ведь она в свое время номинировалась на пост премьера и, кажется, даже давала согласие занять этот пост?! 

С внутриполитической точки зрения как будто заметно укрепляются позиции нынешнего президента. Фигура Гройсмана, которого Порошенко буквально отвоевал у своих оппонентов, свидетельствует о том, что теперь в кабинете министров у президента — свой человек, к тому же без политических амбиций. С партийной точки зрения в правительстве также доминирует Блок Петра Порошенко (БПП). И бывшему премьеру едва ли удастся сохранить свое влияние на новый кабинет. К тому же выяснилось, что еще месяц назад против Яценюка заведено уголовное дело. Бывшего главу правительства подозревают в получении взятки в $3 млн.

Однако не стоит упускать из виду, что и сам президент оказался в центре «офшорного скандала», который может негативно отразиться на его долгосрочных усилиях по концентрации в своих руках всей полноты политической власти.  

С внешнеполитической точки зрения напряженная борьба вокруг состава правительства, отягощенная наличием «панамского следа» в президентском бизнесе, свидетельствует о явном торге между Порошенко и Вашингтоном по поводу контроля за планируемой большой приватизацией, в которой американцы проявляют немалую заинтересованность.

Вместе с тем очевидна и заинтересованность США и Запада в целом в удержании стабильности киевского режима. Вероятно, ставится традиционная для американцев двуединая задача: с одной стороны, «подвесить» украинского президента с помощью «коррупционного досье» и сделать его более управляемым, с другой стороны, пресечь слишком активное «расследование» дела Порошенко как наиболее активными проамерикански настроенными депутатами из БПП, так и его политическими оппонентами на Украине. Так, 4 апреля пресс-секретарь Белого дома Дж. Эрнест официально заявил, что США намерены и в дальнейшем поддерживать «президента Порошенко» и правительство Украины. Это означает, что внеочередные выборы на Украине едва ли входят в планы американской администрации.

В целом же нужно отметить, что со сменой правительства ничего сколько-нибудь радикального ни с внутренними реформами, ни с внешней политикой, скорее всего, не произойдет. После неприятного для Украины референдума в Голландии, «офшорного скандала» и потери интереса Запада к украинской тематике в целом Киеву становится всё труднее возбуждать к себе сострадание западных партнеров и заставлять их жертвовать своими интересами.

Вероятно, мы будем иметь дело с попытками законсервировать текущие тенденции под шум громкой популистской и русофобской риторики. Если кто-то в этом сомневается, то стоит вспомнить, что на своих прежних постах остаются А. Аваков (МВД), П. Климкин (МИД), Ю. Стець (министерство информационной политики), С. Полторак (МО), П. Петренко (минюст). Мы еще не раз будем свидетелями разного рода скандалов и разоблачений.

Какова в этих условиях повестка дня для России? Она остается прежней — добиваться неукоснительного выполнения Киевом Минских соглашений; направлять свои усилия на обеспечение безопасности Крыма от террористической деятельности радикальных формирований, базирующихся на границе с Херсонской областью; принимать участие в расследовании преступлений против мирного населения, совершенных в ходе так называемой контртеррористической операции. Всё вместе это называется — отстаивать свои национальные интересы вне зависимости от того, на каком составе правительства наконец остановятся в Киеве. 

Автор — доктор исторических наук, заместитель директора Российского института стратегических исследований (РИСИ).

Комментарии
Прямой эфир