Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
Захарова назвала заявление Сунака о «военной» промышленности выборной кампанией
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Мир
В КГБ Белоруссии сообщили о пресечении ударов дронами по Минску из Литвы
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Лукашенко раскрыл планы оппозиции захватить один из районов страны
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Мир
В КНДР назвали санкции в отношении страны петлей на шее США
Мир
Глава TikTok заявил об отсутствии у соцсети планов уходить из США

О дивидендах: стоит ли игра свеч?

Экономист Никита Кричевский — о том, стоит ли правительству резать курицу, несущую золотые яйца
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все последние месяцы финансово-экономический блок правительства занят поисками дополнительных доходов казны. Одним из свежих решений стало вменение компаниям с госучастием норматива начислений дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли.

Решение, как представляется правительственным чиновникам, интересное и эффективное. Для бюрократии, но отнюдь не для бизнеса. Для начала сопоставим некоторые результаты деятельности крупнейших российских госкомпаний по итогам прошлого года. Статистический массив составим из публичных данных «Роснефти», «Газпрома», «Башнефти», «Транснефти» и РЖД — это наиболее успешные флагманы последних лет. Естественно, в количественном отношении.

Начнем с начисленных налогов и пошлин. За 2015 год  эти компании начислили в бюджет в общей сложности 4042 млрд рублей, из которых 2306 млрд рублей (более 57%) приходится на «Роснефть». При этом доля налогов и пошлин от выручки за вычетом стоимости закупок товаров для перепродажи у «Роснефти» составила 50%, тогда как у «Газпрома» — 35%, «Транснефти» — 7%, РЖД — 4%.

Если взять долю всех начисленных налогов и пошлин к совокупным налоговым и неналоговым поступлениям федерального бюджета, то у «Роснефти» этот показатель будет равен 17%, у «Газпрома» — 14%, у «Башнефти» — 2%, у «Транснефти» —статистический ноль, у РЖД — 1%.

А теперь собственно о дивидендах. Интересно, что наибольшая величина дополнительных дивидендных расходов при переходе к нормативу 50% от чистой прибыли приходится как раз на «Роснефть» — 89 млрд рублей (55% всех дополнительных доходов казны от указанных компаний), тогда как на все прочие анализируемые компании, включая
«Газпром», — 73 млрд. Вот они, чудеса бухгалтерии!

Как видите, справедливостью во взаимоотношениях госкомпаний с государством и
не пахнет. Скорее представленная картина напоминает какой-то заговор неудачников против самой дорогой компании страны. Цели которого — «высушить» инвестпрограмму, уменьшить капитализацию и выбить из равновесия менеджмент. Здесь бы к месту пришелся навязший штамп о поругании курицы, несущей золотые яйца, но обойдемся без демагогии, вместо которой представим нехитрые выкладки, больше интересующие уже фондовых инвесторов.

В 2016 году в разработку новых проектов, от которых в первую очередь зависит рост добычи «Роснефти», а значит, поступления в бюджет и капитализация, — Наульского,
Сузунского, Юрубчено-Тохомского месторождений — планировалось вложить порядка 100 млрд рублей. Примерно столько же (хорошо, хорошо, чуть меньше — 89 млрд)
компания заплатит дополнительно в виде дивидендов.

Для сравнения: в 2015 году инвестпрограмма «Роснефти» составила более 600 млрд рублей, мультипликативный эффект от инвестиций составил 10 трлн рублей. Сократим программу на 89 млрд — не досчитаемся 1/6 части мультипликативного эффекта. Или почти 2 трлн рублей.

Ну и где «Роснефть» возьмет дополнительное финансирование, если учесть, что иностранные финансовые рынки для нее, в отличие от «Газпрома», закрыты?

К слову, Минэнерго полагает, что «Роснефти» нельзя повышать дивидендные выплаты до 50% от чистой прибыли, поскольку данный шаг приведет к сокращению инвестпрограммы на 10% и снижению добычи сразу на 2–3%. От себя добавим, что менять правила игры «на переправе» ни в коем случае нельзя не только для малого или среднего бизнеса, но и для отечественных бизнес-гигантов: сначала повышение НДПИ, потом заморозка  ставки экспортной пошлины, затем увеличение акцизов — и вот теперь нормативное изменение дивидендной политики.

Вместо заключения. Не исключено, что правительственная директива устоит и без вины виноватые госкомпании, прежде всего «Роснефть», будут вновь спасать бюджет от дефицита.

Однако повода позлорадствовать нет. Увеличение норматива чистой прибыли на выплату дивидендов, скорее всего, приведет не только к росту цен и тарифов вертикально
интегрированных нефтяных компаний и субъектов естественных монополий или к
увеличению экономической нагрузки для конечных потребителей их услуг, но и к всплеску инфляции, с которой государство и Центробанк столь активно борются. Да и  краткосрочные бюджетные задачи в полной мере решены не  будут.

Стоит ли игра свеч?

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир