Дебюты, сериалы и авторский взгляд

Жюри и зрители посмотрели конкурсные фильмы трех программ: «Движение. Жизнь» (неигровые фильмы), «Движение. Начало» (короткий метр) и «Движение. Вперед» (основной конкурс, полный метр).
Основным местом показов стал Омский академический театр драмы. Что оказалось символичным — многие молодые актеры и режиссеры, в том числе и участники фестиваля, приходят в кино с театральной сцены.
— Интерес к нашему событию растет, в Омск в этом году приезжали даже люди из других городов как туристы, — рассказала «Известиям» генеральный продюсер фестиваля Полина Зуева. — А явка омичей и гостей города на показы вообще зашкаливает. Уже ясно, что фестиваль перестал быть камерным и надо расширяться. Поэтому в следующем году, скорее всего, мы перенесем сроки проведения фестиваля с конца апреля на сентябрь. Так будет проще набирать картины. Если мы перенесем сроки, то авторы, не прошедшие на «Кинотавр» в начале лета, смогут сразу подать заявку к нам. И у нас будет больше времени для отбора картин и организации мероприятия.
В основном конкурсе было представлено семь дебютных картин: «23:59», «Аномия», «Феррум», «Арбузные корки», «Городские птички», «Дачники», «Лето замерзших фонтанов».
— Дебютировать в режиссуре должны люди со своим авторским взглядом, голосом и, желательно, уникальным авторским дарованием, — сказал «Известиям» председатель жюри Валерий Тодоровский. — Я первый раз на этом фестивале и очень рад, что меня пригласили оценивать молодых авторов.
Среди работ были представлены как независимые проекты — например, социальная драма «Аномия», которую режиссер Владимир Козлов снял за семь дней при бюджете в 150 тыс. рублей, — так и фильмы, сделанные при поддержке Министерства культуры: романтическая комедия «Городские птички» режиссера Юлии Белой (по ее же сценарию). Кстати, картина Белой оказалась единственной среди конкурсных работ, ориентированной на позитив: это три истории молодых девушек, чья жизнь вращается вокруг любви.
Остальные дебютанты выбирали темы более острые: одиночества безысходности, душевной пустоты. Почти все пытались создать портрет нового поколения. Картинка получилась в основном черно-белой, а магистральной линией стало отсутствие у молодежи жизненных целей.
Драма якутского режиссера Прокопия Бурцева, хотя и отражает темные стороны действительности, однако содержит и сказочные фольклорные мотивы. Якутия сегодня — лидер кинопроизводства среди регионов. Там не только снимают на собственные средства картины, но и выпускают их в местный прокат, причем окупаемый. Остальным россиянам увидеть якутские фильмы можно как раз на фестивалях. «Феррум» не блещет качеством картинки и безупречным сюжетом, но зато в нем есть авторский взгляд, красоты Якутии и фольклорные образы, показанные через призму мировоззрения современного человека.
При всем своеобразии основного конкурса программа короткометражного кино выглядела более убедительной. В коротком метре также было представлено семь работ: «Гиваргхезе упал в любовь», «О футболе и про ангелов», «Светлячок», «Случай в лифте», «Совпали», «Фантомы», «Шанхай, Баку».
Авторы выбирали более четкие сюжеты и меньше акцентировали пороки нашего времени. Выделялась картина режиссера Натальи Назаровой «Светлячок»: история девушки-инвалида, выбравшей в качестве хобби филателию. Фильм идет 20 минут и воспринимается как полноценная история. Роли исполнили молодые театральные актеры Мария Смольникова, Владимир Свирский и Артем Соколов.
— Фильм мы сняли за три дня, — рассказала «Известиям» продюсер картины Марина Макарова. — Нам очень повезло с актерами, ребятами из ГИТИСа, где, кстати, преподает Наталья Назарова. Работа «Светлячок» для Натальи стала переходной ступенькой к полному метру. Мы уже планируем следующий фильм.
Одной из самых востребованных программ оказалось «Движение. Навстречу», где на большом экране показывали телесериалы.
Канал ТНТ не поскупился представить сразу три проекта: «Адаптация», «Ольга» и знаменитую еще до выхода к зрителю «Пьяную фирму».
— Эксперимент с показом телесериалов на большом экране мы проводим не первый год, — рассказала «Известиям» Полина Зуева. — Сейчас решили сделать отдельную программу для телесериалов. Конечно, мы можем показывать только четырехсерийные картины, причем те, что близки по качеству к большому кино. А таких немного. Зато после успешных показов на фестивале канал ТНТ задумался о выпуске «Пьяной фирмы» в широкий прокат.
«Пьяная фирма» — четырехсерийный проект режиссера Григория Константинопольского, главные роли в котором исполнили Михаил Ефремов, Иван Макаревич, Елизавета Боярская, Марат Башаров, Евгений Цыганов и другие известные актеры.
Сериал рассказывает о бывшем анестезиологе Григории Михайловиче (Михаил Ефремов), опустившегося из-за пьянства до места ночного охранника в своей больнице. Но мастерство не пропьешь — Михалыч обладает уникальной методикой выведения из запоев. Нужда заставляет его вспомнить о своем умении. Став деловым партнером своего молодого соседа — «короля вечеринок» Илюши, Михалыч окунается в мир элиты и власть имущих. «Пьяная фирма» — острая, злая и очень смешная сатира на всё и всех. Зрители хохотали так, что временами заглушали звук.
Разумеется, в Омске показали и серьезное авторское кино. В программе «Движение. Вектор» омичи и гости смогли посмотреть картины «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе, «Инсайт» Александра Котта и «Чайки» Эллы Манжеевой. Народа на них приходило не меньше, чем на развлекательные проекты.