Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Мальцев завоевал золото ЧМ по водным видам спорта в Сингапуре
Общество
Школьники из РФ выиграли шесть медалей на олимпиаде по математике в Австралии
Мир
Генеральная Ассамблея ООН приняла проект резолюции России о реформах организации
Армия
Экипажи самолета Су-25 уничтожили личный состав и опорный пункт ВСУ в зоне СВО
Армия
Средства ПВО уничтожили 12 беспилотников ВСУ над Брянской областью
Происшествия
Мирный житель пострадал при обстреле ВСУ Алешек Херсонской области
Армия
Российские военные нанесли групповой удар по предприятиям ВПК Украины
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременный дождь и грозу в Москве 19 июля
Мир
Власти Латвии заявили о возможной депортации из страны почти тысячи россиян
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии сроков для третьего раунда переговоров с Украиной
Мир
Посол РФ в Кишиневе заявил о втягивании Молдавии в конфликт с Россией
Общество
Росавиация начала проверку Turkish Airlines по задержкам рейсов 18 июля
Общество
В правительстве ужесточили правила перевозки детей в автомобилях
Мир
В Дюссельдорфе 19 человек пострадали из-за взрыва пиротехники на ярмарке
Мир
В Германии сообщили о поставках Австралией 49 танков Abrams Украине
Мир
Свитер Овечкина вывесили в Зале хоккейной славы в Торонто
Происшествия
Женщина пострадала при атаке беспилотников ВСУ в Ростовской области

Транспортник Ил-76МД проведет испытания гиперзвукового аппарата

Экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат подвесят на Ил-76МД на место одного из двигателей
304
Транспортник Ил-76МД проведет испытания гиперзвукового аппарата
Фото: РИА Новости/Пресс-служба Минобороны РФ/Вадим Гришанкин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова (ЛИИ) в подмосковном Жуковском начал подготовку к летным испытаниям гиперзвукового летательного аппарата. Как сообщил «Известиям» Анатолий Квочур, главный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (структура Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦАГИ), летающая лаборатория позволит создать экспериментальную базу для проведения летных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя.

— Превысить скорость звука в 6–10 раз — одна из глобальных задач развития современного авиа- и ракетостроения, — заявил Анатолий Квочур. — Сначала это будут ракеты, а лет через десять — боевые и пассажирские самолеты.

По словам специалиста, летающая лаборатория позволит создать экспериментальную базу для проведения летных исследований. В Ил-76МД, как отметил Анатолий Квочур, можно разместить большое количество научно-исследовательской аппаратуры, взять в полет непосредственных разработчиков изделия. 

Как объяснил Квочур, прежде подобные эксперименты проводились на сверхзвуковых истребителях.  

По данным «Известий», на летающей лаборатории — самолете Ил-76МД — будет демонтирован один из двигателей, а вместо него на специальном пилоне подвешен экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат. Во время испытаний он отделится от транспортника и уйдет в самостоятельный полет. Двигатель-демонстратор должен обеспечить крейсерский полет изделия в диапазоне скоростей от 5 до 7 Махов. 

Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя создан специалистами Центрального института авиамоторостроения им. П.И. Баранова. Экспериментальный гиперзвуковой аппарат создан специалистами ЛИИ и ЦАГИ.

— Сверхзвуковые крылатые ракеты летят на скорости 2–3 Маха, — сообщил «Известиям» кандидат физико-математических наук Николай Григорьев. — Мы хотим, чтобы наши аппараты летали со скоростью более 6 Махов. При этом полет должен быть длительным. Не менее 7–10 минут, за которые машина должна самостоятельно развить скорость более 1,5 тыс. м/с.

Первый гиперзвуковой аппарат подобного типа был создан в СССР еще в конце 1970-х годов. В 1997 году конструкторы Дубненского МКБ «Радуга» впервые показали его на авиасалоне МАКС. Представлен он был как система нового класса — гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат Х-90. Носителем ракеты должен был стать удлиненный вариант стратегического бомбардировщика Ту-160М. Х-90 имел раскладное треугольное крыло и фюзеляж, почти полностью отданный под прямоточный двигатель. При стартовой массе 15 т ракета, как утверждали ее разработчики, могла разгоняться до скорости не менее 4,5 Маха — это минимальное значение гиперзвука. По официально не подтвержденным данным, в конце 1980-х годов ракету удачно запустили с самолета-носителя и она достигла расчетной скорости. Тем не менее в 1990-х проект был закрыт.

В начале 1990-х годов МКБ провело совместную работу с немецкими инженерами по проблеме гиперзвука на базе другой ракеты — Х-22 «Буря». Эта сверхзвуковая машина входит в состав штатного вооружения дальнего бомбардировщика Ту-22М3. Результаты тех испытаний оказались неоднозначными.

— Сегодня задача состоит в том, чтобы сделать гиперзвуковой полет активным, — уточнил Григорьев. — То есть машина должна не просто разгоняться, но и менять направление, высоту полета, развивать и поддерживать необходимую скорость.

О текущих успехах в создании гиперзвуковых летательных аппаратов «длительного цикла действия» в России можно судить исключительно по неофициальной информации. Например, по данным испытаний гиперзвуковой ракеты «Циркон», которая будет использована в качестве основного вооружения атомных ракетных крейсеров и подводных лодок 1144 проекта типа «Петр Великий» и 949 проекта типа «Антей».

В позапрошлом году корпорация «Тактическое ракетное вооружение», Минобороны и Минпромторг отчитывались, что согласовали программу создания гиперзвуковых ракетных технологий. В разработку перспективной техники вложили 2 млрд рублей, а первый аппарат планируют получить не позднее 2020 года. Что это будут за изделия, никто не объяснил. Тем не менее появление летающей лаборатории на базе Ил-76МД говорит о том, что в ЛИИ имени Громова появился прототип будущего летательного аппарата, которому после стендовых предстоят летные испытания.

В августе 2014 года в США был произведен воздушный пуск гиперзвуковой ракеты Х-43А с полигона Кодьяк на Аляске. Предполагалось, что, набрав скорость около 6,5 тыс. км/ч, ракета поразит учебную цель на тихоокеанском атолле Кваджалейн. Однако аппарат проработал всего 7 секунд и сгорел в атмосфере, не достигнув атолла. Тем не менее полет сочли успешным — машина продемонстрировала способность набрать требуемое ускорение. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности