Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Индонезия выразила заинтересованность в совместном с Россией развитии спорта
Общество
В Петербурге стартовала подготовка к экспедиции ветеранов СВО на Эльбрус
Экономика
В России начнут страховать средства на безотзывных вкладах до 2,8 млн
Мир
Эмир Катара может посетить Россию с визитом 17 апреля
Спорт
Овечкин выразил заинтересованность в участии в возможной встрече КХЛ и НХЛ
Мир
Глава Минфина США не исключил разрыва торговых отношений с Китаем
Мир
Таубер указала на тотальное давление Кишинева на Гагаузию
Спорт
Андрей Рублев вышел во второй круг турнира ATP в Барселоне
Мир
В США назвали стоимость Гренландии
Общество
Путин потребовал своевременно реагировать на лесные пожары
Мир
Лавров указал на отсутствие просьб со стороны России по отмене западных санкций
Мир
Хуситы пообещали усилить интенсивность ударов по ВС США
Мир
В ЮАР выступили против приезда Зеленского
Авто
Новые версии автомобилей УАЗ сертифицировали в России
Мир
Лавров и глава МИД ЮАР Ламола проведут переговоры в Москве
Мир
В Евросоюзе обсудили восстановление Газы без переселения палестинцев
Мир
В МИД Ирана назвали столицу Омана площадкой для второго раунда переговоров с США

Большой театр отметил юбилей Геннадия Рождественского

В гала-концерте маэстро продирижировал балетом, оперой и симфонией
11
Большой театр отметил юбилей Геннадия Рождественского
Фото пресс-службы Камерного музыкального театра имени Покровского
Выделить главное
Вкл
Выкл

Геннадий Рождественский начал праздновать 85-летие премьерой «Сервилии» в КМТ имени Покровского, но собственно день рождения, 4 мая, отдал Большому театру. Выбор закономерный и объяснимый: ГАБТу он в общей сложности посвятил около 40 лет, пройдя путь от дирижера-стажера до художественного руководителя.

В Большой Рождественский пришел 20-летним студентом консерватории, выиграв конкурс. Царь и бог тогдашнего театра Николай Голованов велел выдать студенту кисточку и клей и отправил «клеить уголки» в оркестровых партиях. «Изветшали ноты, музыканты жалуются», — пояснил маэстро. За полгода ежедневной реставрационной работы стажер выучил репертуар наизусть и, когда наконец встал за пульт «Спящей красавицы», выглядел более чем достойно.

Юбилейный гала (весь вечер за пультом Рождественский) также начался с балета. «Красота танца неотделима от красоты музыки», — утверждает маэстро, и слова с делом не расходятся. Для концерта он выбрал красивейшую композицию Александра Глазунова «Времена года», насытив ее неторопливую эпику сквозным музыкальным током. На сцене тем временем разворачивались прелестные детские игры. Девочка в сопровождении клоуна путешествовала из зимы в осень, в каждом временном отрезке встречая соответствующих персонажей.

Поставил этот вояж легендарный Джон Ноймайер. Оригинал предназначался школе Гамбургского балета, но в честь юбилея Рождественского «большой Джон» решил сделать версию для Московской академии хореографии. Художественный замысел пришлось соединить с учебными задачами — получилось не во всем убедительно, но неизменно ярко.  

Младшие учащиеся изображали зимние деревья, весенние цветы, летних бабочек, внепогодных лошадок и прочую флору-фауну. Средние и старшие демонстрировали свои умения в тематических вариациях (пернатые, спортсмены, воспитанные девушки) и показательном класс-концерте дуэтного танца.

Финальную вакханалию, которой Глазунов отметил наступление осени, Ноймайер благоразумно заменил цирковым ревю с участием силачей, наездниц, Пьеро и Коломбин. Видно было, что детишки получили удовольствие. Любители музыки тоже не остались в накладе. Что касается знатоков хореографии, то они явно предпочли бы что-нибудь более виртуозное и в исполнении взрослых. 

Второе отделение посвятили третьему действию из оперы «Семен Котко» Сергея Прокофьева. Повествование, начавшееся с упоительной картины летней ночи, завершилось суровым хором народного горя. Режиссер Ольга Иванова сделала верный ход, заменив полнометражную постановку концертным исполнением — эту музыку надо слушать, не отвлекаясь на несуразицы «революционного» сюжета.

Отдав дань театральным жанрам, маэстро перешел к чистому симфонизму. В программе значилась Девятая симфония, последняя и самая неоднозначная (то ли шутка, то ли всерьез — удивлялись музыковеды) из военной триады Шостаковича. Зрители ожидали, что оркестр во главе с дирижером наконец-то переместится на сцену. И он действительно поменял диспозицию — но в видеоварианте. Всё, что происходило в оркестровой яме, проецировалось на огромный экран. 

«Мо-лод-цы!» — хочется по-спортивному проскандировать устроителям вечера и вслед за тем процитировать маэстро: «Дирижер пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а потом старается передать его публике». Смотреть на эту процедуру в исполнении юбиляра — удивительное наслаждение.

И еще одна цитата, верность которой Рождественский подтвердил и этим концертом, и всей своей жизнью: «Какая б ни была дальнейшая судьба моя, одно уж то, что 60 лет я мог отдаваться своему труду, — это великое счастье. Счастье и то, что я еще здоров и безгранично люблю музыку — живительный источник моего существования».

Источник поистине неиссякаем. С 12 по 25 мая маэстро проведет традиционный весенний абонемент с ГАСО России. Помимо прочего, это будет и семейный праздник. В Первом концерте Прокофьева солирует супруга Рождественского — Виктория Постникова, с которой он выступает почти полвека, а в скрипичном концерте Шимановского — сын Александр.

Геннадий Рождественский — один из крупнейших дирижеров XX века, педагог, пианист, композитор, исследователь. Осуществил более 150 мировых премьер и более 300 первых исполнений в России. Записал свыше 700 пластинок и компакт-дисков. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, кавалер многих орденов и медалей.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением