Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Крыму призвали Запад остановить идущие на Украину эшелоны с оружием
Мир
Келлог пообещал России жесткие санкции при отсутствии прогресса по Украине
Мир
Лидер АдГ указала на необходимость возобновить импорт природного газа из РФ
Общество
Путин отметил глубокие знания победителей Менделеевской олимпиады по химии
Мир
СМИ сообщили о нежелании США приглашать Зеленского на саммит НАТО в июне
Мир
Парламент Ирана пригрозил МАГАТЭ нарастить уровень обогащения урана до 93%
Мир
Алиханов сообщил о росте товарооборота России и Египта до $9 млрд
Мир
Посол Бразилии в РФ назвал остановку Лулы да Силвы в Москве технической
Общество
Боевика ВФУ осудили на 16 лет за препятствование эвакуации жителей Курской области
Мир
Глава МИД Польши исключил размещение войск страны на Украине
Общество
Суд продлил арест бывшему мэру Сочи Копайгородскому до 17 августа
Мир
Уиткофф подтвердил совместную поездку с Рубио на переговоры по Украине в Стамбуле
Общество
Фигурантку дела о покушении на главу Крыма Аксенова осудили на 10 лет
Мир
FT узнала о планах ЕС по повышению пошлин на сельхозпродукцию с Украины в июне
Мир
Авиация НАТО и ВМС Эстонии пытались захватить судно JAGUAR в Финском заливе
Армия
Серийные поставки пулемета РПЛ-20 в ВС РФ могут начаться в 2025 году
Экономика
ЦБ выпустит серебряную памятную монету к 100-летию «Артека»

Время работает на Донецк и Луганск

Украинский политолог Денис Денисов — о том, как Киев вынуждает самопровозглашенные республики стать суверенными государствами
378
Выделить главное
Вкл
Выкл

Украинская власть своими действиями по саботированию Минских соглашений способствует тому, что Донецкая и Луганская народные республики все более становятся оформленными странами со всеми атрибутами независимых государств.

Прошло уже более двух лет с момента провозглашения деклараций о независимости ДНР и ЛНР и подтвердивших их референдумов. За это время республики вопреки обстоятельствам, складывающимся в регионе, состоялись как государства. Естественно, что в условиях гражданской войны, блокады со стороны Украины, постоянных обстрелов невозможно построить эффективную и стабильно развивающуюся страну. Однако тенденции, которые демонстрируют ДНР и ЛНР, свидетельствуют о том, что фундамент для подобного развития уже заложен.

Очевидно, что построение Донецкой и Луганской республик как суверенных государств во многом противоречит  комплексу мер по выполнению Минских соглашений, но в то же время процессы становления ДНР и ЛНР являются вынужденной реакцией на позицию Украины относительно выполнения взятых на себя обязательств.

По сути, в этом вопросе были два основных сценария развития событий. Первый заключался в обеспечении нормального функционирования государственных институтов, связанных с жизнеобеспечением жителей неподконтрольных Киеву территорий. Второй вариант подразумевал безоговорочную капитуляцию перед режимом, пришедшим к власти в результате антиконституционного государственного переворота.

Следует особо отметить то, что представители этого режима сразу продемонстрировали свое абсолютное нежелание соблюдать права и свободы граждан Украины, проживающих на юго-востоке Украины. Ряд решений недвусмысленно демонстрировал отношение к русским по национальности гражданам Украины, считающим русский язык своим родным, прихожанам Украинской православной церкви Московского патриархата и людям, отстаивающим добрососедские и максимально близкие взаимоотношения Украины и России. В частности, все помнят одно из первых голосований в Верховной раде после госпереворота по вопросу отмены закона «О языках». Также была сформирована новая коалиция под красноречивым названием «Европейский выбор», которая сделала своим лозунгом однозначную евроинтеграцию Украины. И это при том, что на тот период времени, по данным различных социологических исследований, менее половины граждан страны поддерживали подобную инициативу. Тогда же с молчаливого согласия властей началась кампания по дискредитации УПЦ МП, которая привела к захвату церквей и избиению священнослужителей. И самое главное — развязывание гражданской войны.

14 апреля 2014 года на сайте президента Украины был размещен текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции на востоке страны. По сути, этот документ стал ответом на требования жителей юго-восточных регионов соблюдать их основополагающие права. Ведь на тот момент основными требованиями граждан, понимающих, к чему ведут происходящие в стране процессы, стали предоставление русскому языку статуса государственного и федерализация Украины.

Как должны были реагировать жители юго-востока на то, что их всех назвали террористами и против них фактически была объявлена война? Вариантов было два: противостоять незаконной власти в Киеве или прекратить сопротивление и сдаться. Но трагические события в Одессе, тотальная зачистка в Харькове и Днепропетровске не оставили выбора жителям Донецка и Луганска, кроме как с оружием в руках отстаивать свои права перед агрессором в лице киевского режима.

Противостояние привело сначала к подписанию Минского протокола, а позже к более четкой формализации мирного урегулирования через комплекс мер по выполнению Минских соглашений.

В этих документах очень четко прописан алгоритм реализации мирного плана и обязанности сторон. Украина в соответствии с комплексом мер по выполнению Минских соглашений взяла на себя обязательства по изменению своей конституции, принятию законов Украины об особом статусе территорий ЛНР и ДНР, амнистии, выборам. И все эти действия должны были быть согласованы с представителями ДНР и ЛНР. Но, как известно, ничего из этого до сих пор не реализовано, а наиболее популярной отговоркой украинской стороны за последние полгода стала проблема безопасности на линии соприкосновения.

Но тут следует сделать важное замечание: согласно отчетам мониторинговой миссии ОБСЕ, нарушения режима «тишины» происходят с обеих сторон. То есть украинская сторона, с одной стороны, провоцирует конфликт, а с другой — самим этим фактом пытается объяснить невыполнение Минских соглашений.  

В условиях саботирования Киевом своих обязательств и невозможности иного существования у лидеров республик просто нет другого выхода, кроме как планомерно выстраивать полноценные государства со всеми институтами и атрибутами. Представители ДНР и ЛНР неоднократно делали заявления о своей приверженности Минским соглашениям, но в условиях, когда противоположная сторона уходит от выполнения своей части обязательств, другого выхода просто не остается. 

Многие критики государственности ДНР и ЛНР ссылаются на сильную зависимость от Российской Федерации, и надо сказать, что такая позиция небезосновательна. Но в современном мире разве существуют страны, являющиеся полностью, тотально независимыми от государств-партнеров, внешних рынков, международных финансовых организаций?

Если посмотреть на современную Украину, то очень сомнительно, что в настоящее время ее можно назвать более независимой или суверенной, нежели ту же Донецкую народную республику. Если сравнивать отношение к своим гражданам, то очевидно, что ДНР и ЛНР очень выгодно отличаются от Украины, находясь вне влияния таких партнеров, как МВФ, для которых население страны — не более чем биомасса, а руководство страны мирится с такой постановкой вопроса.

А теперь о выводах: в случае если тенденции, которые сейчас мы наблюдаем вокруг Минского процесса, сохранятся, это неминуемо приведет к тому, что ДНР и ЛНР станут полноценными государствами. По ряду примеров из недавней истории можно утверждать, что и признание, и вхождение в различные международные структуры — дело времени и результат работы самих государств и их партнеров.

Время перестало работать на Украину и теперь работает на молодые республики, и теперь каждая неделя, месяц, год служат целям укрепления суверенитета Донецка и Луганска.

Автор — директор Украинского филиала Института стран СНГ

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности