«Радуга» окрасилась в цвета бунтарства

Международный театральный фестиваль «Радуга» в 17-й раз открылся в Петербурге. За эти годы «Радуга», знакомившая петербуржцев с творчеством Филиппа Жанти, Римаса Туминаса, Алвиса Херманиса, Кшиштофа Варликовского и других известных мастеров, заняла важную нишу на театральной карте города — наряду с фестивалями «Балтийский дом» и «Александринский».
Театральный форум проводится на базе ТЮЗа им. А.А. Брянцева, что объясняет, почему из года в год фестивальная программа делает акцент на взаимодействии театра с молодежной аудиторией.
Символично, что откроется «Радуга» спектаклем МХТ им. А.П. Чехова «Бунтари» молодого режиссера Александра Молочникова, чей режиссерский дебют в этом театре — «19.14» — вызвал резонанс в Северной столице. Тема бунтарства рассмотрена на материале разных эпох отечественной истории.
— Это своеобразный джем-сейшн, импровизация на тему бунтарства, — говорит режиссер. — Музыка в спектакле сквозной линией скрепляет пестрое зрелище, сознательно сотканное из самых разнородных элементов.
Свою адаптированную версию трагедии о самых известных юных бунтарях — Ромео и Джульетте — представит театральная группа MishMash из Копенгагена. Основой своего театра артисты называют движение и импровизацию. Режиссер Оле Брекке поставил «печальнейшую повесть» лаконично (продолжительность 40 минут) и минималистично, опираясь на выразительность актерской пластики в пустом пространстве.
Режиссеры Мари-Клод Пьетрагалла и Жюльен Деруо из французского городка Альфортвилля также вывели на первый план актера. Моноспектакль «Быть или казаться» поставлен по текстам Луи Арагона и «Ричарду II» Шекспира. Актер и танцовщик Жюльен Деруо в сопровождении единственного музыканта передает содержание языком танца и поэзии.
Есть в программе «Радуги» постановка по еще одной шекспировской пьесе — «Макбету», который будет сыгран артистами из Тегерана на языке фарси. Обещается щедрое использование кинематографических приемов. Также в рамках фестиваля состоится встреча с режиссером «Макбета». 33-летний Реза Сервати расскажет о современном иранском театре, о котором в России мало что известно.
«Добрый человек из Сычуани» из Альметьевска (Республика Татарстан) — тоже пример скрещения европейской драмы (на этот раз Брехта) с культурой Востока. Действие пьесы происходит в Китае, но очень условном. Режиссер Искандер Сакаев поместил действие в эпическое пространство, дышащее величием. И проблемы спектакль поднимает глобальные — например, о возможности применения в сегодняшней жизни понятий «хорошо» и «плохо».
Сам ТЮЗ покажет свою недавнюю премьеру — «Носорогов» Ионеско в постановке Николая Рощина и Андрея Калинина из московского театра «А.Р.Т.О». Спектакль развивает важную для Рощина и его коллектива тему состояния мира после катастрофы. В данном случае это невиданная болезнь, «оносороживание» людей, аллегорически отсылающая к фашизму.
Завершит фестиваль конференция «Новый театр — новому поколению зрителей», посвященная проблемам и перспективам современного театра для молодых. Модераторы — народный артист Латвии, художественный руководитель проектов ТЮЗа Адольф Шапиро и театровед, профессор Санкт-Петербургского государственного института сценических искусств Николай Песочинский.
Фестиваль продлится до 24 мая.