Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Торг неуместен

Политолог Тимофей Сергейцев — о том, сможет ли Япония «примирить» Россию и США
201
Выделить главное
Вкл
Выкл

В преддверии проведения саммита G7 26–27 мая в Японии в местных СМИ появились предположения о том, что стране предстоит сыграть судьбоносную роль посредника в улучшении отношений двух сверхдержав. Как бы в подтверждение принятия на себя этой роли японский премьер-министр Синдзо Абэ провел 6 мая целых три часа в обществе Владимира Путина, заявив впоследствии, что сумел — ни много ни мало — предложить новый подход в решении проблемы отношений с Россией из-за островов Кунашир, Итуруп, Хабомаи и Шикотан и что его подход якобы был принят российским президентом. Со слов Абэ, теперь переговоры об островах (которые мы называем Южными Курилами, а японцы — «северными территориями») пойдут в рамках развития экономических отношений между двумя странами, что в переводе с дипломатического на русский означает, что мы якобы согласны острова продать, пусть и не сразу и задорого.

Президент России вежливо, но незамедлительно поправил господина Абэ: мы ничего не продаем, а переговоры готовы вести исключительно в рамках заключения мирного договора, то есть в сугубо геополитических, а вовсе не в усеченно-экономических рамках. Например, в контексте вопроса о размещении американских военных баз в Японии, в том числе на Окинаве, где под «янки» отдано 18% дефицитной японской территории. 

Ведь Московская декларация СССР и Японии 1956 года, в принципе открывающая путь к мирному договору, была подписана нами исключительно ради достижения политической цели нейтралитета Японии, аналогичного швейцарскому. Неудивительно, что дальнейшему дипломатическому процессу в этом направлении жестко воспрепятствовали США, после чего Япония и выдвинула нам неприемлемые требования. Кстати, терминология и формулировки декларации, на которую так любят ссылаться многочисленные «добровольные помощники» Японии в ее противостоянии «русскому империализму», однозначно презюмируют суверенитет СССР над всеми островами, в том числе над Шикотаном и Хабомаи, свободную волю СССР в распоряжении своей территорией. 

Возможен ли такой мирный договор? И нужен ли он нам? Ведь он имеет смысл только в том случае, если другая сторона сама обладает необходимым суверенитетом, чтобы соблюдать и исполнять подписанное. А обладает ли таким суверенитетом современная Япония?

То есть публичный риторический энтузиазм японского премьера следует воспринимать с большой поправкой на остро необходимые ему пиар и рекламу, прежде всего внутри самой Японии. Он должен хотя бы делать вид, что в «проблеме «северных территорий» им достигнут хоть какой-то прогресс — в японском понимании, конечно. Ради доказательства этого сомнительного утверждения можно напустить тумана и по поводу «помощи Путину» в решении его геополитических проблем с США (а других у России и нет), раз уж именно геополитика является для России принципиальной рамкой в территориальных вопросах. Конечно, и для экономики Японии разрешение конфликта стран G7 с Россией, навязанного и инициированного США, сулит прекращение убытков и возвращение к прибылям. Последние, правда, США предлагают получить не от сотрудничества с Россией, а от ее развала.

И вообще, есть одно маленькое, но существенное препятствие. G7, «группа семи» (просто «группа», а вовсе никакая не «большая семерка», как мы с пиететом назвали ее в 1990-х) есть один из инструментов глобального мирового управления и власти, осуществляемых США. И Япония — деталь этого инструмента. 

Вассальная зависимость Японии от США основана не только на поражении в войне, но и на общей для двух стран конструкции долговой экономики. Япония начала жить в долг лет на десять раньше, чем США, ее финансовая система без мировой долларовой системы немыслима. США — рынок для японских товаров, от которого Японии не отказаться. Кроме того, без США Японии нельзя оставаться в регионе один на один с Китаем, который уже совсем не тот, что был после войны, и даже не тот, каким он был в 1980-е. И так далее. 

Геополитическая цель США в отношении России между тем ясно сформулирована и оглашена действующим президентом Бараком Обамой: порвать Россию в клочья. Так что никакого конфликта у нас с США нет и урегулировать просто нечего. Единственный вариант, при котором США отзовут эту цель: только если Россия ликвидирует себя сама. А что? СССР же на это пошел. 

Впрочем, есть еще один сценарий, который заключается в том, что демонтированы будут сами Соединенные Штаты. Но с этим Синдзо Абэ вряд ли нам поможет.

Россия, приняв в свой состав Крым, необратимо покинула подчиненное место в системе глобальной власти США. Что, собственно, и «обострило отношения». Сирийская операция российских ВКС дополнительно предъявляет и объясняет этот факт тем, кто не усвоил и не понял его после Крыма-2014. Поэтому никакой «группы восьми», то есть с нашим участием, больше уже быть не может. 

Зачем же нам отдавать наши Южные Курилы, завоеванные в ходе советско-японской войны, пусть даже Япония с этим якобы и не соглашалась? Пусть японцы радуются и благодарят И.В. Сталина за то, что советским не стал еще и остров Хоккайдо, чем вполне могла закончиться история с японской империей. Вот уж точно, не знают люди своего счастья. А кто им голову заморочил? Кто главный дока в искажении истории и значении результатов Второй мировой войны? Вот и сейчас Обама едет в Хиросиму, но извиняться не собирается — не за что, да и не требуют этого официальные японские власти. Ведь это же «атомная бомбардировка принесла победу над имперской Японией», а вовсе не разгром русскими Квантунской армии и выход Красной армии ровно к Хоккайдо. А ведь СССР начал войну с Японией уже после Хиросимы. И ничего не закончилось, пока не была выиграна советско-японская война.

Постоянные «сигналы» и посулы пригласить В. Путина в Японию, которые регулярно звучат из уст Синдзо Абэ, не обеспечены реальным предметом переговоров, да и чисто процессуально выглядят неубедительно: ну зачем Путину туда ехать? Что ему, собственно, могут там предложить в принципе? А уж тем более — в обмен на японско-американский «прогресс» в вопросе островов. Поэтому, несмотря на то что перспективу «конструктивного участия» Путина Синдзо Абэ «увидел» еще в июне прошлого года, сразу по окончании предыдущего саммита «группы семи», приглашение от него так и не пришло и вряд ли придет в оставшийся день. 

Автор — член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Все мнения >>

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности