Понедельник, 29 мая 2017
Культура 25 мая 2016, 00:01 Светлана Наборщикова

Макбет начинает и проигрывает

Спектакль МХТ имени Чехова подсказал сюжет будущим постановщикам «Агента 007»

Фото: Олег Черноус

Впервые в своей истории МХТ имени Чехова представил «Макбета». Постановку трагедии Шекспира худрук Олег Табаков доверил польскому режиссеру Яну Кляте.

— Let the sky fall, when it crumbles, — самозабвенно выводит юношеский хор.

Композицией из фильма Сэма Мендеса «007: Координаты «Скайфолл» молодые бойцы приветствуют нового короля. Макбет на вершине блаженства — экраны, обращенные в зал, запечатлевают его торжествующее лицо.

Зрителю, внимающему мелодичной теме, не стоит расслабляться. В этом фрагменте — ключ к прочтению мхатовского спектакля. Шекспировский Джеймс Бонд, безупречная машина, агент с правом на убийство обрел власть. Он — Король, и пусть небо рушится. Спасительное родовое гнездо защитит его и приближенных.

Любопытная сценарная подсказка для будущих создателей кинобондианы. Но вряд ли они ею воспользуются. Популярность сюжетов Флеминга и его последователей зиждется на постоянстве. Когда идеальный Бонд и его идеальная девушка нейтрализуют главного злодея, история заканчивается. А у Кляты, избравшего в соавторы Шекспира, — только начинается.

Спектакль отчетливо делится на две неравные части. В первой Макбет в своей природной стихии — на поле боя. Благородный воин, борец за справедливость, верный вассал, не помышляющий о предательстве, а тем более о коварных убийствах.

Сценический образ битвы — пожалуй, лучшая страница спектакля. Сцена заполнена надувными шарами цвета молодой травы. Из динамиков звучит наступательный бит. Полуобнаженные юноши копируют позы бойцов. Стилистический разнобой — в качестве источника выступают как античные барельефы, так и руководства по восточным единоборством — в данном случае неважен. Главное, что картинка сделана мастерски.

Фото: ТАСС/Александр Куров

Режиссера можно было бы упрекнуть в воспевании милитаризма, если бы не финальный аккорд этого пластического шоу: один за другим раздаются выстрелы, объединяясь в итоге в сплошной «расстрельный» гул. И пусть всего-навсего лопнула сотня воздушных шаров, колосящегося поля — символа процветания — уже нет. Остались жалкие ошметки, на которые ступают еще не остывшие от жара битвы победители.

Макбет среди них самый осанистый, спокойный и красноречивый. Режиссер дает ему право театрально-приподнятого высказывания, в то время как окружение большей частью изъясняется бытовым говорком. Актер Алексей Кравченко привык играть закаленных в боях мужчин, и это умение как нельзя лучше пригодилось в этой постановке.

Тем удивительнее преображение стойкого солдата в закомплексованного неврастеника. терзающего себя и окружающих. Артисту здесь в помощь глаз-экран, доносящий до зрителя детали падения героя — вплоть до финального момента, когда он почти добровольно подставляет голову под карающую руку Макдуфа.

Макбет, Джеймс Бонд из Инвернесса, победил мелких злодеев, но главным злодеем в итоге оказался сам. Себя и уничтожил. И это, бесспорно, оптимальный исход для государства, где окружение — по причине слабости и безволия — короля не играет, а проигрывает.

Правителем, согласно Шекспиру, становится Малькольм (Александр Семчев) — в спектакле Кляты не воин, а добродушный увалень, не расстающийся с сачком для насекомых. Понятно, что этот прекрасный и далекий от власти человек падет жертвой нового Макбета. Как некогда пал его отец — добрый Дункан (Роза Хайруллина), чью нежность и восторженность режиссер подчеркнул, отдав роль женщине.

Фото: Олег Черноус

А вот леди Макбет по шекспировским традициям играет мужчина, и это, пожалуй, первый из виденных мною «Макбетов», где без данной героини можно было обойтись. Не потому, что Игорь Хрипунов — плохой актер, напротив. Просто Макбет с его терзаниями и сомнениями в мхатовском спектакле абсолютно самодостаточен. И судьбу свою направляет сам — вне зависимости от нашептываний жены или предсказаний ведьм-вещуний.

Фото: Олег Черноус

Возможно, по причине этой драматургической нестыковки ведьминское трио исполняет в постановке чисто декоративную роль. Способные актрисы поют и танцуют, что добавляет действию зрелищности и дает передышку зрителю, к финалу двухчасового действия подуставшему от накала страстей.

Фото: Олег Черноус

Впрочем, месседж спектакля сформулирован настолько четко и последовательно, что шоу-паузами его не исказить. Отлаженной боевой машиной быть легко и приятно, а вот правителем с теми же полномочиями — трудно и страшно. Бонд из Инвернесса этого не учел.

«Макбет», трагедия Вильяма Шекспира, перевод Юрия Корнеева. МХТ имени Чехова, 2016. Режиссер — Ян Клята. Сценография, костюмы, свет — Юстына Лаговская. Композитор — Роберт Перниковски. Хореограф — Доминика Кнапик. Ближайший спектакль — 21 июня.

Наверх

Мнения

Наверх