Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Пловцы РФ выполнили норматив для участия в Олимпийских играх во Франции
Армия
Расчет РСЗО «Ураган» уничтожил командный пункт ВСУ на южнодонецком направлении
Мир
Корреспондент «Известий» показал работу артиллеристов на донецком направлении
Здоровье
Врач назвала сопровождающие снижение аппетита заболевания
Наука и техника
SpaceX запустила ракету Falcon 9 с европейским спутником Galileo
Мир
В США больше 700 студентов были задержаны в ходе пропалестинских протестов
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Николаеве
Мир
Премьер Португалии заявил об отсутствии намерения выплачивать репарации
Мир
Axios узнал о готовности Израиля к устойчивому урегулированию в Газе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Хмельницкой области
Общество
Стало известно о задержании брата фигуранта дела о теракте в «Крокусе» Курбонова
Мир
Постпредство РФ при ООН ответило на пост посла Литвы о Крымском мосту
Мир
Украина запросила у немецкой компании более 800 разведывательных дронов
Мир
В БАПОР заявили о гибели 13 тыс. детей в секторе Газа
Армия
Экипажи БМП-3 уничтожили огневые точки и живую силу ВСУ в зоне СВО
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля
Общество
Лидер «Коррозии металла» сообщил о задержании на концерте в Нижнем Новгороде

Евроинтеграция в розницу

Публицист Анатолий Вассерман — о том, почему граждане Украины массово бегут в ЕС
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Украина в прошлом году вошла в первую шестерку государств, чьи граждане просят убежища в ЕС. Пока ее опережают Сирия, Эритрея, Ирак, Сомали, Нигер — страны, где годами тянутся гражданские войны и/или внешние агрессии. Да и состав уже покинувших Украину характерен для военного времени: почти 3/5 (до государственного переворота в феврале 2014 года — всего 1/3) составляют мужчины; резко — с 29 до 65% — выросла доля людей до 35 лет.

За рубежом работают, по разным оценкам, от 3 млн до 5 млн из 42 млн официально учтенных граждан Украины (в том числе и Донбасса, где под контролем Киева осталось около половины жителей); надежно подсчитаны работники с Украины разве что в Польше — 1 млн. Выбор занятий для мигрантов небогат: в основном сельское хозяйство, строительство (мужчины), сфера обслуживания (женщины) — вряд ли на такую работу поедут за тридевять земель те, кому есть что терять.

Далеко не вся миграция с Украины — следствие государственного переворота и последующего массового террора против тех, кто не смирился с ним. Задолго до февраля 2014 года за пределами республики работало никак не менее 2 млн человек с трезубыми паспортами (в том числе я — работаю в Москве с 1995 года, а гражданством Российской Федерации награжден только в 2016 году). Поводом к перевороту стала отсрочка президентом Януковичем подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС, причем добрая половина граждан Украины к тому моменту искренне верила: по соглашению они смогут беспрепятственно устраиваться на работу в ЕС. Если бы Янукович обратился к РФ за помощью в восстановлении законного порядка, пара десятков миллионов жителей юго-запада Руси по сей день верила бы: злые москали оторвали их от сытной европейской кормушки.

Сходное положение бытует по сей день в значительной части постсоветского пространства. Так, в прибалтийских окраинах Руси, давно вошедших в ЕС, более половины трудоспособных граждан использует способность к свободному перемещению за пределами Латвии, Литвы, Эстонии, а те работы, что остаются востребованы (вроде бытового обслуживания), исполняют мигранты из других частей былого Союза. Причина массового выезда тоже всюду одна и та же: резкое сокращение собственного производства вследствие разрыва многих технологических цепочек (в частности, таможенными барьерами внутри еще недавно единой страны, а также из-за приватизации части звеньев этих цепочек с их последующим перепрофилированием или даже закрытием). Когда в родных краях исчезает львиная доля рабочих мест — поневоле поищешь на чужбине спасения от голодной смерти.

Но даже на общем фоне постсоветской разрухи Украина выделяется особо беззастенчивым разворовыванием громадных предприятий — вроде крупнейшего в Европе и второго в мире Черноморского пароходства — еще в мирное время. Поэтому эмиграция была немногим слабее, чем в Прибалтике, где почти все предприятия, унаследованные от времен СССР и даже от Российской империи, закрыли и распродали сразу после провозглашения независимости.

А уж после первого (в декабре 2004 года, дабы не допустить вступления в должность законно избранного президента Януковича) государственного переворота официально провозглашенной целью республики стала интеграция в ЕС, а официально провозглашенным средством доказательства верности этой цели — разрыв хозяйственных связей Украины с остальной Россией.

Правда, когда республика справилась с последствиями этого переворота, вновь в феврале 2010 года избрав Януковича президентом, сотрудничество с РФ оживилось. Поэтому деятели второго переворота сразу занялись истреблением любого взаимодействия — для начала в оборонной сфере, а затем и по всем мирным видам хозяйства. Официально заявлено, что выбывшую долю рабочих мест заменит работа на рынок ЕС. Но соглашение об ассоциации — это дорога с односторонним движением: ЕС может продавать на Украине что сам захочет, а Украина в ЕС — только то, что ей позволят. 

Позволяют же ничтожно мало: квоты беспошлинной торговли по большинству товаров выбраны еще в январе, а к апрелю уже почти все украинские товары облагаются в ЕС пошлинами, поднимающими их цену выше местных аналогов. Янукович отказался подписывать соглашение как раз потому, что эксперты (в основном — из РФ, под руководством академика Глазьева) успели объяснить ему смысл, скрытый за сотнями страниц юридического текста на английском языке. И свергли его для того, чтобы ЕС получил не только рынок сбыта (ведь без собственного производства Украина очень скоро не будет располагать средствами оплаты импорта), но прежде всего и сверхдешевую рабочую силу.

Еще в 1950-е годы Германия, утратившая в войне значительную часть трудоспособных мужчин, пригласила множество турок. Тогда они обжились в стране, вписались в ее рынок — в основном потому, что сама Турция в межвоенный период старательно европеизировалась. 

Теперь вся Европа переживает демографический спад. «Новая Европа» — постсоветские члены ЕС — не может покрыть потребности «Старой Европы» хотя бы потому, что претендует на общеЕСовские стандарты уровня жизни. Мигранты с Ближнего Востока дешевы (для чего ЕС и поддержал череду государственных переворотов и вторжений, цинично названную «арабской весной»), но не желают жить по европейским обычаям. Украина — лучший для ЕС источник работников. Поэтому безвизовый режим ей не предоставят еще долго: нелегал бесправен и безгласен. ЕС купил Украину по оптовому соглашению — значит, дешево. Теперь каждому гражданину Украины, надеющемуся на молочные реки с кисельными берегами, придется покупать себе европейскую жизнь в розницу — то есть дорого.

Автор — политический консультант, член группы советников при мэре г. Москвы

Все мнения >>

Читайте также:

ЛНР: «Порошенко выдает желаемое за действительное»

Комментарии
Прямой эфир