В Петербурге показали «умные» трамваи и остановки

В Санкт-Петербурге с 25 по 28 мая проходит II Международный инновационный форум пассажирского транспорта SmartTRANSPORT. Основная цель форума — демонстрация инновационных технологий, материалов, методов управления и идей, способствующих развитию транспортной инфраструктуры. Но интересно здесь не только техническим специалистам, но и обывателям. К примеру, посетителям форума показали автобус, который уже прозвали «автобусом будущего».
Он оборудован беспроводными технологиями связи, мультимедийной навигационной системой. В салоне на экране в режиме реального времени пассажиры могут видеть, где именно они находятся, с какой скоростью едут, сколько уже проехали, когда будет следующая остановка и даже информацию о том, на какой другой маршрут они смогут там пересесть.
Коммерческий директор петербургской компании «ЕвроМобайл» Александр Ярошевич, представивший новинку, рассказал «Известиям», что в новом автобусе применено более десятка технических новшеств, повышающих безопасность и комфорт для пассажиров. Во многом «умная система» внутри автобуса будет напоминать то, что привыкли видеть пассажиры некоторых самолетов.
Также автобус подключен к отечественной системе экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. При возможном наступлении ЧС водитель с помощью кнопки экстренного вызова сможет подать сигнал SOS, а если водитель потерял сознание, за него это автоматически сделает система.
Автобус оснащен даже автоматическим кондуктором, который с помощью видеокамеры может посчитать пассажиров (те же камеры помогут запечатлеть и правонарушителей). Наконец, в этом транспорте будущего установлена система кварцевания, которая обезопасит пассажиров от передачи друг другу простудных заболеваний в зимний период.
— В среднем каждый пассажир проводит в общественном транспорте около четырех лет своей жизни. И мы бы хотели, чтобы он проводил это время с пользой. Поэтому во время движения мы будем показывать людям различную социальную рекламу. К чемпионату по хоккею этого года мы не успели, но на чемпионате мира по футболу 2018 года на дисплее в автобусе будут высвечиваться результаты матчей и другая полезная информация, — добавил он.
Этот автобус уже в понедельник отправится по одному из петербургских городских маршрутов.
Если есть «умный автобус», то должна быть и «умная остановка». Ее создали севастопольские инженеры из компании «Городские инновации».
Гендиректор компании Антон Червинский рассказал «Известиям», что проект реализуется с прошлого года. Первая подобная остановка была установлена в Севастополе. Затем пошло развитие в Крыму: Ялта, Евпатория и т.д. После форума в Петербурге ожидается, что один опытный образец установят и на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Если всё пройдет нормально, можно ждать, что такие остановки появятся и в других российских городах.
Разработчики обещают установить в городе на Неве 50 подобных остановок к чемпионату мира по футболу 2018 года, и даже за свой счет. Инвестиции в размере 100 млн рублей у компании имеются.
В остановку внедрена система камер видеонаблюдения «Безопасный город», которая напрямую подключена к компьютеру в отделе уголовного розыска (по крайней мере, в Севастополе) и позволяет оперативно следить за порядком. По признанию Червинского, уже были инциденты, когда злоумышленники покушались на имущество других граждан на остановке, однако благодаря новой системе воров быстро поймали.
— Больше всего людям нравится то, что на наших остановках бесплатная раздача Wi-Fi, — говорит Червинский. — Заодно там же можно подзарядить телефоны. Так что вокруг остановки и днем, и ночью кипит жизнь, девайсов разных у людей много.
Московский Трансмашхолдинг представил на форуме новые вагоны для первой (красной и самой старой) линии петербургского метро.
Представитель холдинга Артем Леденев рассказал «Известиям», что новый вагон «съедает» на 40% меньше электроэнергии, но при этом внутри салона установлены светодиодные полосы, «тележка» также имеет новую конструкцию — она с пневматическим подвешиванием, что существенно повышает плавность хода и способствует тишине. Кроме того, если из двери торчит рука, нога или сумка, новый состав просто не тронется с места.
В головных вагонах размещены специальные места для проезда инвалидов-колясочников. А в некоторых вагонах предусмотрены откидные сиденья — в час пик их можно поднять, чтобы большее число людей могло ехать стоя.
— В вагоне применены лучшие технические решения, которые есть на сегодня в мире, — рассказал Леденев. — При этом уровень локализации достаточно высок. Российских компонентов там больше 85%.
Компания «Транспортные системы» представила свой инновационный продукт — низкопольный, трехсекционный трамвай «Варяг». Скоро он уже поедет по улицам Петербурга и, как надеются его разработчики, со временем вытеснит более старые модели.
На том же форуме петербургский «Горэлектротранс» показывает водородную батарею для трамваев. Похожие зарубежные образцы уже сейчас передвигаются по дорогам Китая. Они способны развивать серьезную для трамваев скорость, 70 км/ч, и проходить без дозаправки до 50 км. Но российские инженеры не отстают и находятся в мировом тренде, создавая водородные батареи полностью отечественного производства.
Кстати, импортозамещение в сфере транспорта стало одной из основных тем форума этого года.