Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Эксперт указал на тяжелый кризис в странах Балтии из-за военных расходов
Общество
Экс-дистрибьюторы RC Group стали фигурантами уголовного дела о мошенничестве
Мир
Во Франции призвали прекратить поставки оружия ВСУ и начать переговоры
Мир
СМИ сообщили о смерти еще одного источника утечек о проблемах самолетов Boeing
Армия
Морпехи группировки «Днепр» уничтожили диверсантов ВСУ на острове в дельте реки
Мир
Захарова назвала ИИ-консультанта МИД Украины позорным заигрыванием с расовой темой
Экономика
Выдачи ипотеки в марте упали почти на 40%
Общество
Синоптики пообещали москвичам облачную погоду без осадков 2 мая
Мир
Протестующие разбили окно в здании парламента Грузии и закинули туда дымовую шашку
Культура
Режиссер Франко рассказал о важности фильмов о ментальном здоровье
Мир
Постпредство указало на дезинформацию ЕС в отношении позиции России по активам
Армия
Снайперы группировки «Центр» уничтожили группу пехоты ВСУ на авдеевском направлении
Общество
Порочащие честь интернет-страницы предложили блокировать до суда
Армия
Российские танкисты огнем прямой наводкой уничтожили опорный пункт ВСУ
Культура
Главный приз музыкального фестиваля «Дорога на Ялту» отправится в Китай
Происшествия
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Курской областью
Мир
Украинский хакер Васинский получил в США 13 лет тюрьмы за киберпреступления

План Б Реджепа Эрдогана

Эксперт Анна Глазова — о том, ради чего турецкий «султан» продает и покупает мигрантов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Соглашение между Турцией и ЕС об обмене беженцами на грани срыва. Заявление президента Эрдогана о том, что его страна не намерена выполнять требования Брюсселя для введения безвизового режима, нивелировало многомесячные усилия бывшего премьер-министра Давутоглу, сумевшего выторговать не только €6 млрд на обустройство беженцев, но и введение безвизового режима, а также ускорение принятия Турции в Евросоюз (впрочем, последний пункт был больше похож на политическую декларацию и вряд ли всерьез воспринимался какой-либо из сторон).

Это заявление переполнило чашу терпения европейских чиновников, многие месяцы стыдливо опускавших глаза и не замечавших, как Эрдоган поддерживает террористов, воюющих в Сирии, закрывает оппозиционные СМИ, а также ведет войну на юго-востоке страны против курдов. Европа «прозрела» и начала высказывать озабоченность проблемами с правами человека в соседней стране. Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что Турецкая Республика продолжает двигаться в сторону авторитарного государства, а 77% немцев высказались за то, чтобы Ангела Меркель заняла более жесткую позицию в диалоге с Эрдоганом.

То, что договор по обмену беженцами между Турцией и ЕС обречен на провал, было понятно с самого начала. И дело здесь не только в аморальности этого соглашения, по которому беженцев продают, покупают и обменивают, как товар. Отказ Эрдогана выполнять уже достигнутые с Европой договоренности, последовавший практически сразу после заявления Давутоглу об отставке, указывает на то, что у турецкого «султана» есть собственный план действий, ради которого он готов отказаться и от европейских денег, и от безвизового режима. В чем же он состоит? 

Имеющие профессию и образование сирийцы, выступающие против Асада и симпатизирующие Эрдогану, останутся в Турции и будут работать на благо турецкой экономики. В перспективе, получив гражданство, они смогут голосовать на выборах и пополнят электорат, лояльный нынешнему президенту. Некоторые СМИ также пишут о планах поселить беженцев из Сирии на юго-востоке страны, в районах, которые покинули курды, спасаясь от турецкой армии. Это приведет к «арабизации» этого региона, а следовательно, снимет с повестки дня вопрос о создании курдской автономии.

Часть беженцев будет вновь отправлена в Европу для организации новой волны миграционного кризиса, и это может произойти совсем скоро. Как известно, одной из целей Эрдогана является юридическое закрепление единоличной власти путем приведения Турции к президентской форме правления. Не имея подавляющего большинства в парламенте для вынесения этого вопроса на референдум, правящая партия провела через парламент законопроект о снятии депутатской неприкосновенности. Теперь уголовному преследованию по обвинениям в связях с террористами могут подвергнуться члены прокурдской Партии демократии народов, а их место займут те, кто проголосует за референдум. 

Ангела Меркель уже начала задавать Эрдогану неудобные вопросы относительно демократичности этого закона и его истинных целей. Обрушив на Европу новых беженцев, турецкий президент сможет вновь шантажировать европейских лидеров и продолжить движение к узурпации власти.

Еще одна цель Эрдогана — стремление стать негласным лидером европейских мусульман. Не приходится сомневаться, что вместе с беженцами в ЕС хлынут радикальные исламисты для организации терактов, направленных на то, чтобы спровоцировать столкновения местных жителей с мигрантами. В конечном итоге это неизбежно приведет к росту популярности ультраправых партий и заставит европейских лидеров принять меры для наведения порядка и ужесточить свои позиции относительно мигрантов — выходцев с Ближнего Востока и Северной Африки. После этого у Эрдогана появится возможность начать информационную кампанию, выступив в роли защитника мусульман-единоверцев, проживающих в Европе.

Возникает естественный вопрос: как Европа может реагировать на эти вызовы? Самый естественный ответ — понять, что ни Турция с ее региональными союзниками, ни заокеанский «большой брат» не заинтересованы в стабильной Европе, и начать бороться с причинами проблемы, а не с ее следствиями. Для этого нужно активизировать сотрудничество с Россией, которая предпринимает огромные усилия для стабилизации ситуации в Сирии и всегда выступала против вмешательства в дела суверенных государств региона, ведущего его на грань хаоса.

К сожалению, из-за позиции европейских лидеров рассчитывать на такой вариант развития событий пока не приходится.

Автор — заместитель директора РИСИ, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир