Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Норвегия передала Украине $13 млн на обслуживание танков Leopard
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Мир
Поезд сошел с рельсов у границы американских штатов Аризона и Нью-Мексико
Мир
Хуситы атаковали британское судно и американский беспилотник
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении 68 БПЛА над Кубанью и Крымом
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Общество
В селе Абатское под Тюменью объявили экстренную эвакуацию из-за паводка
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Мир
Минобороны Испании подтвердило отправку Украине ракет для ЗРК Patriot
Мир
Польские таможенники заблокировали автомобили с помощью для ВСУ на границе
Армия
До конца года судно «Николай Камов» войдет в состав ВМФ РФ
Происшествия
Поселок Гольмовский частично обесточен в результате обстрела ВСУ Горловки
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Общество
Клиенты криптобиржи Beribit осадили офис компании в «Москва-Сити»
Мир
Сенатор раскритиковал законопроект США о конфискации активов России

Поправки в Воздушный кодекс внесены в Госдуму

Основной авиационный документ отредактируют второй раз за год с учетом пожеланий производителей беспилотников и авиамоделистов
0
Поправки в Воздушный кодекс внесены в Госдуму
Фото: ТАСС/Илья Питалев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Депутат Госдумы Олег Савченко 30 мая внес в Госдуму законопроект о внесении поправок в Воздушный кодекс (ВК). Поправки направлены на уточнение статуса беспилотных авиационных систем (БАС), которые при ныне действующем ВК оказались в ситуации правового вакуума. После вступления в силу новой редакции ВК в марте 2016 года получилось, что даже на авиамодель, которую дети запускают во дворе, нужно оформлять сертификат летной годности как на настоящее воздушное судно, а мальчишке пройти обучение как пилоту магистральной авиации. Ужесточение ВК вызвало негодование у авиамоделистов, равно как у эксплуатантов и производителей беспилотников — они утверждали, что развивающаяся отрасль умрет, так как процедуры сертификации и регистрации малых БАС не разработаны, государственные органы, которые должны выполнять эти функции, не обладают необходимыми инфраструктурой, бюджетом и штатом.

Новый законопроект фактически либерализует воздушное законодательство для БАС взлетной массой не более 30 кг. Внесенным законопроектом обязательная государственная регистрация остается лишь для БАС тяжелее 30 кг, порядок же учета легких БАС — менее 30 кг — еще предстоит определить. Сами участники рынка БАС считают, что логично будет закрепить учет легких БАС за одним отраслевым центром, который сможет не только вести такой учет в неразрывной связи с начальным обучением пилотов, но и формировать отраслевую статистику и аналитику.

— Данный законопроект позволит создать реальные правовые возможности эксплуатации БАС весом до 30 кг, — рассказал Олег Савченко. — Это тот тип БАС, который составляет основу беспилотного транспорта гражданского назначения. Это и авиамодели, летающие авиационные игрушки — их эксплуатация была практически невозможной по предыдущему варианту ВК: он фактически удушал авиамоделизм. Наша российская сборная по авиамоделизму — многократный чемпион мира, а вступивший в силу в марте ВК серьезно осложнил процесс ее подготовки к ближайшему чемпионату мира.

Олег Савченко выразил надежду, что ВК в случае внесения предложенных им поправок развяжет руки производителям БАС и эксплуатантам, придав новый импульс развитию беспилотников в РФ.

Президент Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС) Амир Валиев отметил, что новые поправки определили порядок испытания БАС и выдачи им сертификата летной годности.

— Раньше в ВК формулировка о сертификате летной годности использовалась для гражданских воздушных судов в целом, — пояснил Валиев. — Когда ввели понятие «беспилотник», то в этот пункт забыли добавить БАС. И получилось, что БАС нужно сертифицировать, а как конкретно — оставалось неясным. Сейчас прежнюю статью о сертификации дополнили определением БАС, что делает понятным порядок сертификации.

По словам Глеба Бабинцева, члена президиума Федерации авиамодельного спорта России (ФАСР),  десятки тысяч авиамоделистов ждут скорейшего принятия этого закона. 

— Сейчас мы летаем на свой страх и риск, каждые соревнования или тренировка — это фактически нарушение. При таких законодательных ограничениях на детское техническое творчество ни о каком развитии говорить нельзя, — сетует Глеб Бабинцев. — Будем внимательно следить за судьбой внесенного законопроекта, надеемся, что у депутатов и чиновников не поднимется рука его тормозить.

 Если поправки в ВК будут приняты, это будет вторая коррекция кодекса менее чем за один год. Причем новые поправки стали готовить практически сразу же после вступления в силу обновленного варианта кодекса. 

Новая редакция ВК вступила в силу 30 марта этого года, а уже  две недели спустя Минтранс направил в ФАСР проект новых поправок в ВК (они учтены в законопроекте Савченко), которые нивелируют предыдущие ужесточения. По словам информированного источника в Минтрансе, такая оперативность обусловлена тем, что профессиональное сообщество (оформленное в группу AeroNet президентской программы «Национальная технологическая инициатива», НТИ) сумело быстро донести до помощника президента Андрея Белоусова (он курирует НТИ) опасность новых норм ВК для отрасли БАС. Далее Белоусов содействовал тому, чтобы о проблеме должным образом проинформировали Владимира Путина, тот счел аргументы производителей весомыми и поручил найти компромисс. 

Под компромиссом подразумевается выполнение требований силовиков, которые стремятся контролировать сферу БАС в интересах безопасности. БАС пока не используют для совершения терактов, но возможность такая есть, о ней постоянно говорят.

По словам Глеба Бабинцева, силовикам и законодателям сейчас понятно, что нормативными барьерами безопасности не обеспечить. 

— Необходимо развивать соответствующие технологии, и, вероятно, в скором времени БАС обяжут комплектовать модулем, который позволит диспетчерам постоянно отслеживать их нахождение и при необходимости прерывать полет, — рассказал Глеб Бабинцев. — Сейчас в правительстве идет обсуждение приемлемых технологий, которые будут применяться для контроля за беспилотниками, но и здесь нужно будет искать решение, так как для авиамоделей будут неприменимо то, что может быть использовано гражданскими судами.

Комментарии
Прямой эфир