Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

«Слепая» зона НАТО

Сенатор Игорь Морозов — о рисках, связанных с нагнетанием напряженности в Центральной и Восточной Европе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сейчас НАТО готовится к июльскому саммиту в Варшаве, который, если верить генеральному секретарю альянса Йенсу Столтенбергу, должен стать «переломным саммитом по принятию решений и усилению стабильности за пределами наших границ». А фактически — окончательно перечеркивающим дух и букву Основополагающего акта Россия–НАТО.

Никто на Западе уже не вспоминает обещания госсекретаря США Джеймса Бейкера, данного им 9 февраля 1990 года Михаилу Горбачеву, что «НАТО не продвинется на Восток ни на дюйм». И, видимо, сам Столтенберг даже под пытками не захочет вспомнить заявление прежнего генерального секретаря НАТО Вернера в Брюсселе 17 мая 1990 года. А он тогда озвучил очень доказательный для сегодняшнего времени аргумент: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности».

И где эти гарантии сейчас, спустя 26 лет? Мы видим мощное развитие Североатлантического альянса по качеству и количеству вооружений, оснащению личного состава, переносу оперативных штабов «Северо-Восток» в Польшу и «Юго-Восток» в Румынию и продвижению военной инфраструктуры к российским границам. Масштабные маневры на земле, в воздухе и на море (297 только за последний год) превосходят все разумные пределы необходимой обороны, а символика их названий — «Острый трезубец» и «Атлантическая решимость» (сразу после государственного переворота на Украине), «Прыжок льва» и «Анаконда» (последние учения НАТО в Польше) — говорит о целевой направленности.

Продолжается вовлечение в НАТО восточноевропейских стран, и очередной жертвой политического давления ЕС и манипуляций США стала Черногория. На повестке уже следующая тема — глобализация функций НАТО, то есть выход альянса за пределы Европы и создание через сеть партнеров нового геостратегического контура, охватывающего Азиатско-Тихоокеанский регион и страны Ближнего Востока.

Что беспокоит Россию в последнее время?

В первую очередь то, что за последние два года НАТО перешло от политики «сдерживания» к военному планированию и политике на основе конфронтационных схем. Принятый в Уэльсе (в 2014 году) «План действий по повышению готовности НАТО» носит явно не оборонительный характер, а его реализация показывает фактическое наращивание «значимых боевых сил» в Восточной Европе, что открыто противоречит Основополагающему акту Россия–НАТО. 

Например, в два раза увеличивается численность истребителей, участвующих в патрулировании воздушного пространства прибалтийских государств, расширяется присутствие американских ВВС на авиабазах в Болгарии, Венгрии, Польше и Румынии. На регулярной основе осуществляются полеты самолетов АВАКС, оставленных американцами в Европе после проведения очередных учений. Усилены группировки кораблей в Балтийском и Черном морях. По заявлению Столтенберга, планируется увеличить черноморское присутствие НАТО за счет турецких ВМФ, между тем как в Болгарии уже размещены диверсионные подразделения «морских котиков» — сил специальных операций ВМС США. Спешно формируются силы реагирования до 40 тыс. человек и совместные силы повышенной готовности, включающие ВВС, ВМФ и 5 тыс. человек из специальных войск США, Великобритании, Германии и Франции...

К саммиту готовятся решения о размещении одной американской тяжелой бронетанковой бригады на территории Восточной Германии и комплекта боевой техники бригадного формата — в одной из стран «восточного фланга». Такой шаг категорически противоречит Основополагающему акту в части ограничения размещения «значимых боевых сил» в Восточной и Центральной Европе.

Планируется, что на саммите главы государств НАТО одобрят вопрос и о размещении четырех батальонных тактических групп численностью около 4 тыс. человек в Польше и странах Балтии. Причем это будут многонациональные силы, нападение на которые, по словам Столтенберга, приравнивается к нападению на все страны альянса. Также планируется создать систему тылового обеспечения со складами ГСМ, боеприпасов и медикаментов — опять же в странах Восточной Европы.

Усиливают опасность военной конфронтации и обещания главы Пентагона Эштона Картера разместить на территории Европы к 2020 году новые американские ядерные бомбы В61-12, управляемые с самолета. Можно было бы усомниться в готовности европейцев к самоликвидации (читай — к самопожертвованию ради интересов США), хотя они, возможно, этого и не знают, но программа воздушной тренировки германских, английских и бельгийских летчиков говорит о том, что в скором времени эти пилоты поведут самолеты, которые будут нести на своем борту тактическое ядерное оружие. Для России оно сразу же превращается в оружие стратегическое — со всеми вытекающими последствиями для Европы.

Не добавляет спокойствия европейцам и торжественное открытие первого позиционного района американской ПРО в Девеселу (Румыния). Все хорошо понимают, что с размещением там пусковых установок «Иджис» российские ракеты будут перенацелены с американских целей именно на них. Как говорится, не было печали...

И то, что на программу ПРО Пентагон выделил в бюджете-2016 около $10 млрд, не оставляет ни малейших сомнений, что строительство следующего позиционного района в Польше будет завершено вовремя — в 2018 году.

Анализируя подготовку к варшавскому саммиту НАТО, даже самый мало-мальски подготовленный эксперт, не обучавшийся в Академии Генерального штаба, должен прийти к заключению, что в 2016–2017 годах Североатлантический альянс планирует развернуть «значимые боевые силы» для наступательной операции против... кого?

Ответ — простой даже для старшеклассника, умеющего играть в шахматы. Стоит только понаблюдать за перемещением войск и послушать риторику американских политиков и натовских генералов.

Например, 26 февраля в конгрессе США ныне экс-главнокомандующий вооруженными силами США в Европе Филипп Бридлав заявил: «Россия... представляет долгосрочную угрозу для существования Соединенных Штатов и их партнеров в Европе», а директор национальной разведки Джеймс Клэппер подчеркнул, что Россия является самой большой потенциальной угрозой для безопасности США. Недалеко ушел от них и заместитель генерального секретаря НАТО Александр Виршбоу: «Мы не собираемся ради совместной борьбы с международным терроризмом оставлять свои намерения по усилению позиций НАТО на восточном фланге».

Размышляя о том, как активизируется Североатлантический альянс на восточном, то есть российском направлении, особенно на фоне проходящих в Польше самых масштабных учений со времен холодной войны, хочется верить, что эта геополитическая игра США имеет свои пределы. Полагаю, что, принимая во внимание ядерный потенциал России, российские Вооруженные силы, находящиеся в высокой боевой готовности, высокоточное оружие, так ярко продемонстрированное в Сирии, Соединенные Штаты вряд ли готовы играть на поражение. 

Но... в любой многоходовой комбинации имеются «слепые» зоны, которые на первых этапах сценария закрыты целым рядом обстоятельств и проявляются гораздо позднее, когда остановить развивающийся процесс уже невозможно.

В настоящее время в «слепой» зоне натовского сценария находится Украина, которая с маниакальной настойчивостью предлагает себя натовским «ястребам» в качестве ударной силы. Имея нерешенный военный конфликт в Донбассе, разрушенную экономику и огромный внешний долг, президент Порошенко стремится привлечь внимание Запада, чтобы получить хоть какую-то помощь от ЕС и НАТО и удержаться у власти. Россия будет только рада, если Украина сумеет экономически интегрироваться в ЕС и решить иные вопросы, связанные в том числе и с безопасностью. Но мы считаем ошибочным навязчивое стремление США выделить $390 млн на военные нужды Украины, включая поставки летального оружия.

Следует подчеркнуть, что включение страны, в которой идет гражданская война и уровень националистических настроений, в том числе и в военных кругах, зашкаливает, в план военных учений НАТО, а главное — подготовка вооруженных сил Украины к наступательным операциям в составе многонациональных сил Североатлантического альянса, является ошибкой. Эта ошибка может стать фатальной, и не только для Украины...

Автор — член комитета Совета Федерации по международным делам

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир