Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Мир
ЕС отложил принятие ограничительных мер против американских IT-корпораций
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Яхтенный поход «Россия на Балтике» пройдет летом 2025 года
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Армия
В ДНР сотрудники Росгвардии обнаружили схрон ВСУ с иностранными боеприпасами
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Спорт
Россиянин Карен Хачанов вышел в полуфинал теннисного турнира в Барселоне
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Мир
Шор назвал задержание архиепископа Маркелла трусливым поступком Кишинева
Мир
СМИ сообщили о запрете Трампу продолжать политику ускоренных депортаций
Мир
Более 40 палестинцев погибли за день в результате ударов по Газе
Общество
Константин Цзю назвал Овечкина главным спортсменом мира
Общество
Ямпольская возглавила Совет по формированию нового российского стиля
Мир
Трамп не исключил выход США из переговорного процесса по Украине

Коррупционные схемы пропишут в деталях

Поправки в антикоррупционное законодательство заставят экспертов закрыть лазейки для казнокрадов
12
Коррупционные схемы пропишут в деталях
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте (СПЧ) разрабатывают ряд мер по борьбе с коррупцией. Одна из них — изменения в положении об антикоррупционной экспертизе. Как сообщил «Известиям» член СПЧ, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, предлагается внести в федеральный закон №172 «Об антикоррупционной экспертизе» от 27 февраля 2009 года поправки, которые конкретизируют эту процедуру и ее результат. В нынешнем виде, утверждает Кирилл Кабанов, эта норма закона фактически не работает.

По словам члена СПЧ, есть три основные проблемы, связанные с антикоррупционной экспертизой. Во-первых, эта процедура не прозрачна: мы можем видеть, что законопроект или другой проект нормативного правового акта прошел антикоррупционную экспертизу, однако ее результаты закрыты. Во-вторых, в законодательстве недостаточно четко определено, как должен выглядеть результат экспертизы. Наконец, за нарушение этих норм никто не отвечает.

— Самое главное — надо договориться, что считать результатом антикоррупционной экспертизы. Я полагаю, что результатом экспертизы должно являться построение модели коррупционной практики, — говорит Кирилл Кабанов. — То есть эксперт как бы говорит: если этот закон или подзаконный акт будет принят, то в случае его применения воровать можно будет так-то и так-то. Кроме того, должна быть приложена схема возможных преступлений. Мы обобщили опыт по последним событиям, связанным с массовыми хищениями в оборонке, где украли сотни миллионов, на строительстве разных объектов, где похищены и выведены миллиарды, а также в социальной сфере.

По его мнению, в законе «Об антикоррупционной экспертизе» должна быть прописана и ответственность для того, кто вносит законопроект, «потому что весь коррупционный бизнес закладывается на этапе формирования нормативных актов».

Кирилл Кабанов привел пример, когда несколько лет назад из-за изменений в регламенте подержанные автомобили должны были проходить фитосанитарный контроль, причем эта поправка была проведена через государственную пограничную комиссию правительства России.

— Когда вводили эту категорию в фитосанитарный контроль, мы сразу говорили, что там виден коррупционный мотив. Сразу на границе на Дальнем Востоке, в Санкт-Петербурге появились автомойки, услуги в которых стоили в 12-15 раз дороже обычных. А стоимость услуги по оформлению таможенных документов возросла до $500. Благодаря ФАС мы через три месяца отменили эту норму. Но за это время, по нашим подсчетам, коррупционный рынок заработал порядка $36 млн.

Кирилл Кабанов говорит, что эти вопросы будут обсуждаться на ближайшей встрече совета с президентом Владимиром Путиным.

Член СПЧ, руководитель правозащитной организации «Восход» Евгений Бобров согласен с тем, что необходимо внести изменения в правила антикоррупционной экспертизы. Однако, по его мнению, поправки надо принимать не к закону, а к постановлению правительства №96 от 26 февраля 2010 года «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Главная проблема, которую видит в нынешней ситуации Евгений Бобров, — непубличный характер экспертизы и ее результатов.

— Заключения экспертов, аккредитованных Минюстом, не публикуются, — сказал Евгений Бобров «Известиям». — А надо, чтобы каждый человек мог их посмотреть и чтобы в течение пяти дней после публикации законопроекта на федеральном портале проектов нормативных актов (regulation.gov.ru) там появлялся сводный список замечаний экспертов.

При этом он не согласен с Кириллом Кабановым в том, что необходимо устанавливать ответственность для тех, кто вносит проект документа. По мнению Евгения Боброва, ответственность должны нести эксперты, если они дают положительное заключение на законопроект, в котором очевиден коррупциогенный фактор.

— На мой взгляд, будет достаточно того, чтобы граждане видели, кто какое заключение дал и по каким мотивам, — говорит Бобров. — А потом уже можно будет отправить жалобы в Минюст, чтобы эксперта лишили аккредитации. Будет профессиональная ответственность юристов.

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный заявил «Известиям», что поддерживает идеи, высказанные экспертами СПЧ.

— Здесь есть рациональное зерно. Нам нужно понимать, соответствуют ли эксперты предъявляемым к ним требованиям. Если мы хотим, чтобы у нас были хорошие законы и чтобы они проходили антикоррупционную экспертизу надлежащим образом, мы должны понимать, что эксперт находится на своем месте, — считает Выборный. — Публичность, открытость прохождения законопроектов востребована. Главное, чтобы вариативность принятия решений чиновником была максимально сужена. Чтобы не получилось, что всё отдается на усмотрение чиновников. Идея СПЧ интересная.

По словам Евгения Боброва, в ближайшее время поправки направят во все ведомства: Минкомсвязи, Минюст, Открытое правительство, антикоррупционный совет при президенте и другие.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением