Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Прокуратура США начнет расследование фальсификаций на выборах 2020 года
Политика
Права на досрочную пенсию сотрудников МЧС могут уравнять
Политика
Для участников СВО хотят установить единые социальные льготы
Общество
ЕДДС предупредила жителей Краснодара о задымлении воздуха в городе
Происшествия
В Белгороде 18-летний мужчина получил минно-взрывную травму
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки ВСУ ранены два мирных жителя
Армия
Гвардии рядовой Андрей Никитин отразил атаку ВСУ на позиции ВС РФ
Происшествия
В башкирском селе Габдюково подтоплено 15 домов из-за затора на реке
Экономика
Россиянам списали впятеро больше долгов без суда в 2024 году
Мир
Трамп пригрозил Ирану последствиями за каждый выстрел хуситов
Экономика
Курс рубля начнет слабеть после 80 за доллар
Мир
Пентагон подтвердил возобновление обмена данными разведки с Украиной
Мир
Трамп отменил минимальную зарплату в размере $17,75 для федеральных подрядчиков
Мир
SANA сообщило о гибели двух человек из-за авиаударов Израиля на юге Сирии
Мир
Парагвай и РФ запустят обмены между деловыми кругами
Мир
Делегаты ДРК вопреки отказу повстанцев посетят переговоры с движением M23
Экономика
Власти потратили на обслуживание госдолга рекордные 2 трлн

«Евровидение» страдает от отсутствия настоящего фольклора»

Пианист Борис Березовский — о «Музыке Земли», шаманах, олигархах и разногласиях внутри цеха
208
«Евровидение» страдает от отсутствия настоящего фольклора»
Фото предоставлено пресс-службой фестиваля «Музыка Земли»
Выделить главное
Вкл
Выкл

12 июня в усадьбе «Архангельское» стартует Второй Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка Земли». С его вдохновителем и организатором, всемирно известным пианистом Борисом Березовским встретился корреспондент «Известий».

— Вам в карьере ваше имя никогда не мешало? Не связывали вас с Борисом Абрамовичем?

— Никогда не мешало, и никогда не связывали. Мы с ним даже не были знакомы. Правда, о нашем родстве спрашивали часто. Сейчас единственно жалко, что он меня материально не поддерживал (смеется).

— О вас написано «российский, бельгийский и британский музыкант». Как это понимать?

— Так и понимать, что я сначала жил в России. Выиграл здесь конкурс Чайковского, а после переехал в Англию. Там проработал 10 лет. Затем еще 10 лет — в Бельгии. Под Брюсселем остался дом с кошкой. Подруга семьи раз в неделю приезжает и смотрит за ней. Кошка у нас самостоятельная, она к соседям в гости ходит. Я не жалею о том, что там жил. 

— Почему вернулись на родину?

— Мне здесь нравится. Уютно, комфортно, я люблю нашу страну. Вот второй год подряд провожу фестиваль «Музыка Земли». Ищем талантливых музыкантов из народа.

— Вы хотите сделать модными балалайку и домру?

— Нет, такой задачи я не ставил. Я просто увлекся народной музыкой и сделал фестиваль. Фольклор — это база любой музыки. По сравнению с ним классика, джаз, попса — младенцы. Настоящая народная музыка — безумно красивая и совсем не примитивная, как порой хотят нам ее представить. 

Когда я учился в консерватории, тоже думал, что фольклор — примитивная музыка. Но когда стал изучать ее, понял, какое там богатство. В народных песнях постоянно меняется ритм, полифония, нет размера. Тот же Стравинский, я думал, изобрел что-то новое, написав «Весну священную». А он просто заимствовал свои новации из фольклорной музыки.

— Специально для фестиваля Александр Чайковский написал Концерт для фортепиано с оркестром.

— Да, а я буду солировать. Уникальность этого произведения в том, что с симфоническим оркестром заиграют баяны, домры и другие народные инструменты.

— Интересный синтез.

— До Александра Чайковского такого никто не делал. А Кузьма Бодров напишет Концерт для гуслей и камерного оркестра. Фольклор — не архаика. Народная музыка бесценна, и она должна развиваться. Чтобы ею заинтересовать, надо подавать ее современно.

— Баян в симфоническом оркестре — это прекрасно. Но как сочетается горловое пение с классикой?

— Горловое пение — это общение с умершими. Очень сильная штука. Когда в прошлом году выступал шаман из Калмыкии, православные крестились с утроенной силой. Было очень страшно. Сначала он пел, как баритон в Большом театре, потом играл на хомузе, а затем начал общаться с умершими. Очень большая сила у этого шамана. Он один из победителей первого фестиваля «Музыка Земли». Приедет и в этом году на открытие в «Архангельское».

— Где вы берете таких уникумов?

— Участником может стать любой желающий, без ограничений в возрасте, образовании. Присылайте заявки, а мы отберем. Лучшим Минкультуры оплатит дорогу в Москву, проживание и участие в фестивале.

— В чем ценность музыки?

— В разнообразии, как всего в жизни. Невозможно слушать одну и ту же музыку, читать одну и ту же книгу, есть одну и ту же еду. Только с человеком одним и тем же можно жить (смеется).

 — Раз уж вы любите разнообразие, могли бы снизойти до попсы...

— Запросто. Мне нравится Анжелика Варум. И я хотел бы с ней выступить дуэтом.

— Аккомпанировали бы ей на рояле?

— Нет, я бы пел, мог бы и подыграть. С удовольствием бы спел «Человек-свисток» — «…так грустно, что хочется курить…». Но с большим удовольствием выступил бы с народниками.

Моя душа лежит к настоящему фольклору, в чистом виде. В чем успех «Бурановских бабушек» и даже Верки Сердючки на «Евровидении»? В их песнях были фольклорные интонации. «Евровидение» страдает от того, что в нем этого как раз и нет. Если говорить языком финансиста, активы народной музыки страшно недооценены.

— А как быть с тем, что вы недооцениваете дирижеров? Говорите, что дирижер — лишний человек в оркестре.

— Это тоже профессия, но она совершенно не стоит того внимания и тех лавров, которыми их награждают. Дирижер, как тренер футбольной команды, должен сидеть на скамейке запасных, а не выходить на поле. Ведь в принципе он ничего не делает. Он не производитель. Но при этом у него какая-то неограниченная власть.

 — Вас же за такие сентенции побьют.

— Ну и что, я решил повоевать немножко. Я играл концерт Бетховена с оркестром без дирижера. Это совсем другие ощущения. Ты находишься внутри, ты часть коллектива, музыка идет отовсюду. И ни одного жеста оркестру не нужно. Бетховен всё написал. Оркестр прекрасно всё сыграл, и никто не стоял, руками не размахивал, не делал театральных жестов. Единственное, что может дать дирижер оркестру, — энергетику. Но я считаю, что она уже заложена композитором в музыку и идет от нее, а не от человека с палочкой.

— Есть ли у вас железный аргумент в защиту вашей теории?

— Есть один тест. Сможет ли хоть кто-нибудь угадать по звучанию оркестра, кто дирижирует? Никто не справится.

— А если бы играл пианист, вы бы отгадали?

— Тут чуть легче, но тоже очень большие проблемы.

— Рихтера от Гилельса не отличите?

— Их, может, и отличу. Проводился однажды эксперимент. Играл Рихтер, а слушателям говорили, что студент. Начиналась просто лютая критика. И наоборот, играл студент, а говорили — Рихтер. И в тот момент все нахваливали студента: «Гениально! Вселенский масштаб». Это скользкая тема.

— Скандал устроить — ваша история?

— Точно не моя. Но я готов отвечать и отстаивать свои позиции.

— Вы выступаете на самых престижных сценах мира, но почему никогда не одеваетесь как классический пианист — во фрак с шелковым поясом?

— Я просто не ношу его. Когда вижу, как фрак надевают мои полные коллеги, то нахожу это очень комичным. Всё-таки чтобы носить фрак, надо быть в хорошей форме. Я к себе строг. Поэтому езжу по Сокольникам на велосипеде. Вот войду в форму — и, может, через год оденусь как классический пианист.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением