Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди с грозой в Москве 26 апреля
Наука и техника
Космонавты Кононенко и Чуб закончили первый в 2024 году выход в открытый космос
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
В бундестаге заявили о превращении Украины в колонию США руками Зеленского
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Экономика
Количество фейковых приложений банков выросло на четверть

Богатые стали раздражать россиян вдвое больше

В России выросла неприязнь к обеспеченным и усилилась напряженность между начальством и подчиненными
0
Богатые стали раздражать россиян вдвое больше
Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В конце мая «Левада-центр» провел опрос в 137 населенных пунктах в 48 регионах страны. 800 человек ответили на вопросы о «точках напряжения» в обществе. Выяснилось, что самая неблагополучная ситуация — в отношениях между богатыми и бедными. Напряженность между ними 41% респондентов оценили как «очень сильную», а в 1994 году этот показатель составлял 18%. О том, что между богатыми и бедными «имеется некоторая напряженность», говорят 35% опрошенных (в 1994 году — 32%). Как «не очень сильную» ее оценивают 14% (в 1994 году — 30%). Получается, что 90% опрошенных в той или иной мере признают существование этой проблемы. 

Эксперты видят этому несколько причин, как объективных, так и субъективных.

— Усиление напряженности между бедными и богатыми связано с ростом уровня неравенства, — считает начальник лаборатории исследования пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. — По данным Росстата, в период с 1995 по 2015 год уровень неравенства в России существенно увеличился: децильный коэффициент фондов вырос с 13,5 до 15,6, а коэффициент Джини (показатель степени расслоения общества. — «Известия») – с 0,387 до 0,412. Такой существенный рост неравенства произошел, несмотря на значительное снижение уровня бедности в стране (с 24,8 до 13,3%). 

Кроме того, считает Елена Гришина, «тема неравенства и высоких доходов отдельных слоев населения сейчас активно обсуждается в СМИ, что также может вызывать усиление напряженности между бедными и богатыми».

Не последнюю роль СМИ отмечает и директор Центра изучения миграционной политики, социолог Виктория Леденева.

— Выросшая напряженность между богатыми и бедными объясняется объективным ухудшением экономической ситуации. Люди видят разницу в зарплатах, доходах. И всё это, конечно, негативно воздействует. Плюс к этому в СМИ немало сюжетов о коррупционных схемах, взяточничестве, которые вызывают определенную напряженность в обществе. Да, власть показывает, что она борется с этими явлениями, но людей всё равно раздражают такие сюжеты — «Ах, вот как они там живут!» Но я ни в коем случае не говорю, что СМИ накручивают эту напряженность, нет.

По словам Елены Гришиной, население негативно относится к несправедливо нажитому богатству. Это отражает еще одно исследование: по данным ВЦИОМа, доля тех, кто считает, что «некоторые группы людей получают неоправданно высокие доходы», выросла с 15 до 40% в период с 1990 по 2015 год.

Что касается напряженности между руководством и рядовыми работниками, то здесь тоже весьма безрадостная ситуация. Как «очень сильную» ее оценивают 23% респондентов против 12% в 1994 году. Считают, что «имеется некоторая напряженность» 42% (в 1994 году — 27%), а как «не очень сильную» ее оценивают 22% опрошенных (в 1994 году — 33%). То есть проблему признают 87% участников исследования.

— Напряженность между руководством и рядовыми сотрудниками в большей степени связана с экономическим кризисом, — считает Виктория Леденева. — Доходы сокращаются, денег не хватает на то, на что хватало раньше, и, конечно, все понимают, что у руководства зарплата выше в несколько раз. А работать при этом заставляют еще больше — у нас постоянно всё оптимизируют и говорят: «Если не нравится, никто не держит».

По словам Елены Гришиной, причина такой напряженности еще и в гигантском разрыве между доходами руководства и рядовых сотрудников.

— Неравенство в оплате труда в России является высоким. Если в среднем по странам ОЭСР в 2013 году отношение зарплаты 9-го дециля к 1-му составляло 3,46, то в России — более чем в два раза выше — 7,1. Поэтому недовольство рядовых сотрудников заработной платой руководства может быть высоким, — поясняет Гришина.

Но если богатые и начальство с каждым годом сильнее раздражают россиян, то межнациональные конфликты сгладились, а напряженность между этническими русскими и представителями других национальностей как «очень сильную» оценивают лишь 15% респондентов. В 2009 году этот показатель составлял 12%. Но если тут наблюдается рост в 3%, то за семь лет «очень сильная» напряженность между людьми, исповедующими разные религии выросла более чем в два раза. 13 и 6% соответственно. 

— События последних лет — кризис, внешние угрозы и антироссийские санкции — всё это объединяет людей, укрепляет дух нации, повышает гражданскую идентичность. Такие исследования проводились и прошлом году, и еще тогда они показывали, что межнациональных конфликтов становится меньше, — говорит Виктория Леденева. — Что касается религиозных разногласий, то это может быть связано с ростом экстремизма.

Единственная категория, где почти нет серьезной напряженности, — это молодые и пожилые. Всего 6% оценивают ее как «очень сильную», а 35% считают, что ее нет вовсе. Впрочем, психологи объясняют это не объективно хорошими отношениями между старшим и младшим поколениями, а «автономным» существованием, когда никто никому не мешает.

— Мне кажется, что такие неконфликтные отношения связаны с тем, что одни уходят со «сцены», то есть на пенсию, другие на «сцену» только выходят, — говорит сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. — То есть молодые и пожилые друг другу не конкуренты. А вот если брать соседние генерации, например 30-летних и 40-летних, то между ними очень высокая конкуренция. Еще одна причина лояльного отношения к пенсионерам в том, что они сейчас всё реже сидят у молодых на шее. Многие из пенсионеров работают, сами обеспечивают себя. Это не беспомощные старики, которых надо кормить с ложки. 


Комментарии
Прямой эфир