Власти Петербурга легализуют экскурсии по крышам

Петербург, который в последние месяцы испытывает настоящий туристический бум, вскоре предложит желающим новый вид экскурсий — по крышам. Собственно, руферы давно освоили крыши Северной столицы, но существуют они вне правового поля. Закона, где было бы написано, что руферство запрещено, не существует, но оно официально и не разрешено.
Не секрет, что в последние годы на прогулки по крышам наблюдается повышенный спрос. Однако официальные структуры до недавнего времени предпочитали оставаться в стороне. Впервые в 2013 году сообщалось, что губернатор Георгий Полтавченко не против экскурсий по крышам. В позапрошлом году бывший глава комитета по культуре Петербурга и нынешний директор музея «Исаакиевский собор» Николай Буров предлагал выделить руферам специальные площадки. А в этом году депутат заксобрания Александр Кобринский вновь поднял вопрос о площадках для руферов, отметив в письме губернатору, что «эти ребята — не преступники» и «нужно просто дать им возможность выплеснуть адреналин без особенного ущерба здоровью».
В итоге в апреле Георгий Полтавченко ответил Кобринскому, что на данный момент крыши в городе не приспособлены для безопасных прогулок, но есть два места, куда можно подняться вполне легально — Исаакиевский собор и Петропавловская крепость. Однако всё же дал поручение подчиненным проработать вопрос об организации смотровых площадок на крышах города.
Чиновники комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга уже встртились с руферами, которые занимаются экскурсиями по крышам, и обсудили не только вопросы безопасности туристов, но и возможные маршруты — было перечислено порядка 40 возможных адресов.
На следующей неделе будет собрана полноценная рабочая группа с участием всех заинтересованных сторон: от администрации города до руферов и бизнеса, который также может быть заинтересован в этом проекте. В комитете говорят, что к 1 августа все вопросы с точки зрения законодательства будут проработаны. Но помимо юридической составляющей нужно договариваться с собственниками жилых домов, владельцами офисных помещений из числа тех, кто захочет в этом участвовать.
Что касается таких знаковых объектов, как, например, Эрмитаж, то пока непонятно, войдет ли его крыша в список разрешенных маршрутов. С одной стороны, музей является объектом федерального подчинения, а значит, город ему — не указ. И пока что сложно поверить в то, что Эрмитаж согласится войти в программу прогулок по крышам на правах обычного участника. С другой стороны, три года назад Эрмитаж уже анонсировал собственные экскурсии по крышам Зимнего дворца и Главного штаба. Причем делалось это в пику руферам-нелегалам, которые забирались туда же без разрешения.
Руферы готовы сотрудничать с властями и сделать экскурсии доступными для массового туриста.
— Мы готовы брать на себя ответственность за безопасность туристов, — рассказал «Известиям» руфер Никита Агапов. — Сделать невысокие бортики и каркас из досок, чтобы люди не падали, несложно. Мы уже сейчас обустраиваем крыши, которые используем, настилаем на них специальные покрытия, чтобы в том числе ничего не гремело и жители дома не жаловались на шум. С соблюдением простых правил прогулки по крышам будут нисколько не опаснее, чем стояние на колоннаде Исаакиевского собора. К нам даже родители с грудными детьми поднимаются.
Конкретные маршруты, которые интересуют любителей высоты, — не столько Эрмитаж или другие знаковые здания, хотя туда им тоже хочется, — сколько обычные жилые дома в историческом центре: на Невском, на Рубинштейна, на Литейном. По словам Агапова, руферам всего лишь нужны понятные правила, с которыми они смогут прийти в ТСЖ или ЖСК и официально договориться об экскурсиях на крышу.
Автор запроса губернатору, депутат петербургского парламента Александр Кобринский также считает, что главная проблема — решение вопроса с жильцами. При этом он говорит, что городу вполне по силам стать посредником между жильцами с одной стороны и руферами с другой, особенно, если последние создадут какую-то официальную организацию. При этом «экскурсоводы» могли бы в том числе делиться с жителями домов частью дохода. Тогда в плюсе оказались бы все.
Руфер Агапов добавляет, что приходить в интересующий дом и с ходу протягивать деньги — наверное, не совсем правильно, однако его товарищи готовы «вкладываться» по-другому: ремонтировать за свой счет крышу, чердак, приводить в нормальное состояние подъезд, что опять же будет на руку всем. А если не выйдет с жилыми домами, есть и нежилые постройки. По словам депутата Кобринского, всерьез обсуждается использование для легальных экскурсий заброшенных вышек ПВО.
Сейчас существуют и легальные способы «побывать на крыше». В Петербурге есть места, которые вполне законно арендуются у ресторанов или просто частных лиц. На их видовых площадках, причем за немалые деньги, вам легко организуют романтическое свидание или деловой ужин. Вот только экскурсией по крышам это можно назвать лишь с большой натяжкой.
Если говорить о мировом, европейском опыте, то самый прогрессивный город в этом отношении — Стокгольм. Здесь любой желающий может повторить путь Малыша и Карлсона, легально купив билет на сайте турагентства и пройдя по крышам старинных зданий острова Риддархольмен в самом центре города. Безопасность тоже будет на высоте. По всей длине маршрута вы увидите металлические пандусы, на вашей голове будет каска, вам расскажут, как пользоваться страховкой.