Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков не исключил возможность скорого визита Путина в Китай
Политика
Эстония объявила персона нон грата российского дипломата
Мир
В КНР выступили за мирную конференцию по Украине с равным участием всех сторон
Мир
Военный эксперт объяснил желание Украины делать ставку на развитие беспилотников
Спорт
Михаил Кравец покинул пост главного тренера «Авангарда»
Экономика
Курс биткоина на криптобирже BitMEX в моменте снизился до $8,9 тыс.
Армия
Герой России адмирал Моисеев назначен врио главнокомандующего ВМФ
Политика
Патрушев указал на раздражение Запада из-за неудач в расшатывании ситуации в РФ
Политика
Путин по телефону обсудил с президентом Туркмении сотрудничество между странами
Мир
Молдавия выслала одного сотрудника посольства РФ
Мир
Песков заявил о вкладе голосующих за рубежом россиян в победу Путина
Мир
Политики ЕС прекратили обсуждение интеграции Украины из-за фермеров
Политика
Пашинян в поздравлении Путину выразил надежду на развитие диалога с РФ
Армия
Пушилин сообщил о продвижении ВС РФ по всей линии фронта в ДНР
Политика
В Госдуме указали на планы США по уничтожению украинской нации

Война все спишет

Политолог Кирилл Коктыш — о том, с чем связано последнее обострение обстановки в Дебальцево
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Обострение ситуации в Дебальцево связано прежде всего с попытками Киева компенсировать недавние политические потери.

Брексит поставил Порошенко в сложную ситуацию. Украинские надежды на Евросоюз и евроинтеграцию стремительно «сдуваются». Становится очевидным, что ЕС не примет Украину ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем: для него сейчас более актуально не повторить судьбу СССР после выхода из него стран Прибалтики.

Это на корню обесценивает лозунги евроинтеграции, использовавшиеся для легитимации самых разных обстоятельств, но в первую очередь правления тех элит, которые находятся сегодня у власти в Киеве.

Кроме того, не следует забывать и о решении Евросоюза перенести рассмотрение вопроса о безвизовом режиме с Украиной на полгода. Понятно, что перенос этого вопроса на период после выборов президента Соединенных Штатов связан не только с вполне предсказуемым бюрократическим «забалтыванием» вопроса, но и с расчетом на то, что через полгода будет другая реальность и можно будет либо вернуться к этому вопросу, либо его похоронить.

Для руководства Украины это болезненное развитие. Становится очевидным, что подписанные соглашения с Европой на поверку оказываются вовсе не обязательствами и это необходимо чем-то и как-то компенсировать.

С другой стороны, понятно, что не до Украины не только Евросоюзу, но и администрации нынешнего президента США, которая оказалась в положении «хромой утки». Так, ничего не принес визит Гройсмана в США, да, впрочем, явно и не мог принести. Киев это не только понимает, но и демонстрирует: в этом отношении показателен прохладный прием, оказанный Виктории Нуланд в Киеве, к ней отнеслись как к человеку, который уже ничего не решает. Соответственно расчетов на Америку тоже особых нет.

Проблемой в этой связи является и эволюция настроений в правящем истеблишменте. Так, о необходимости восстанавливать отношения с Россией, как минимум торговые, заявил не кто иной, как первый вице-премьер Степан Кубив, который, кстати, тернопольский галициец. Антироссийская истерия, антироссийская кампания, которая в течение долгого времени велась на Украине, сегодня может быстро обесцениться на глазах.

Логичным развитием этой тенденции на следующем шаге станет появление неприятных вопросов к сегодняшнему руководству — начиная от сущностных, куда, на каком основании и как они ведут Украину, обанкротились они или не обанкротились, и заканчивая всегда актуальными для Украины вопросами творческого освоения бюджета.

Таким образом, власть оказывается в тупике. Привычным выходом в такой ситуации является ее обострение — в расчете на то, что война все спишет. И вот добровольческие батальоны начинают военные действия.

Но тут есть проблема. Если инициаторам нынешнего обострения ситуации в Донбассе удастся добиться хотя бы символических успехов, то следующим наиболее вероятным этапом развития событий станет «правый» государственный переворот в Киеве.

Вспомним, как развивались события. Янукович начал «сокращать» олигархов в условиях, когда экономика вышла на устойчивый спад и стала падать в долговую яму. Олигархи в ответ «сократили» Януковича. Дальше началась коллективная борьба захвативших власть олигархов за понижение уровня потребления украинского общества в целом — и она привела к снижению потребления где-то в два — два с половиной раза. Где-то она привела к полноценному возврату к натуральному хозяйству.

На данный момент дальше снижать уровень общественного потребления пока невозможно. Но баланс между производством и потреблением не достигнут — а значит, сейчас снова начнется борьба олигархов за «сокращение» друг друга. Главный вопрос выживания — за чей счет будет сбалансирован очередной дисбаланс между производством и потреблением. Как правило, это происходит за счет тех, кто слабее. Пока большинство олигархов теряет свои позиции. Еще удерживается в «верхней лиге» Коломойский, но, похоже, и он скоро переместится в первую. Вырвались вперед исключительно Порошенко и, по некоторым данным, Яценюк. Понятно, что момент кардинального перевеса кого-то одного тут же поставит вопрос о зачистке остальных.

Соответственно переход олигархов в режим борьбы друг с другом — это и есть период «сезона правых переворотов», когда какая-то одна олигархическая группа будет «сокращать» другие. При одном сценарии такой группой будет Порошенко и Ко, и «переворот» примет форму зачистки. В другом случае это будет конкурентная по отношению к Порошенко группа, и тогда объектом зачистки станет он сам. Суть событий от этого меняться не будет, но в одном случае это будет выглядеть как действие власти, в другом случае как действие против власти.

Вместе с тем надо понимать, что правый переворот, если он произойдет, автоматически откроет путь к левому. «Кристаллизация» ситуации вокруг одного олигарха, централизация власти на фоне сохранения значимой части производящей структуры естественным образом будут убивать любые праволиберальные мечты о возможности и реалистичности индивидуального успеха. Как реакция будут возрождаться ценности справедливости и коллективизма. В этом плане Украина с большой вероятностью будет повторять свою же судьбу 1920-х годов, когда метания сначала в правую, потом в левую сторону приводили к катастрофическим последствиям для страны. Сегодня эти процессы явным образом повторяются.

Поэтому нынешнее обострение ситуации с большой вероятностью предпринято властью в расчете на то, что война все спишет. В расчете на то, что все внешние игроки будут вынуждены заниматься проблемой Украины.

Это, конечно, попытка заставить Европу и Соединенные Штаты отложить все свои дела и вновь заняться Украиной и — вынудить их дать, наконец, денег. Но кроме того, не стоит забывать, что локальная война превратилась на Украине и в удобный инструмент управления: недовольных всегда можно отправить на фронт.

Автор — член совета Ассоциации политических экспертов
и консультантов, доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России

Все мнения >>

Комментарии
Прямой эфир